Итоги года. Часть 2

2
Опубликовано 21 декабря 2012 г.

Продолжаем рассказывать о главных событиях 2012 игрового года.


Kickstarter

В 2012 году краудфандинг добрался до игровой индустрии и принялся яростно овладевать. Причин тому несколько. Во-первых, за ее короткую историю насобиралось немало разработчиков, которые в какой-то момент стали для издателей нежелательными, а их проекты - бесперспективными. 

Во-вторых, геймеры - люди, весьма подверженные припадкам ностальгии. Мы любим старые игры, храним воспоминания о них в уютных уголках своих черепушек и страстно желаем увидеть продолжения отличных, незаслуженно забытых игровых серий. Или просто новые игры с олдскульной механикой.

В-третьих, Kickstarter смог свести безденежных разработчиков и ностальгирующих, готовых платить геймеров, в одной точке. 

"Разработчик просит денег на Kickstarter". Холст. Масло. Автор неизвестен.

И заверте...

Тим Шейфер со своей олдскульной адвенчурой, Obsidian с олдскульной RPG, Брайан Фарго с прообразом канонических Fallout’ов, Чарльз Сессил с продолжением не менее олдскульнго квеста Broken Sword. Позже остальных появился Крис Робертс со своим ультимативным PC-only симулятором космической посудины Star Citizen. И так далее и тому подобное. 

Ностальгия заставляла выросших, финансово благополучных вчерашних детей швырять деньги в Kickstarter с тем рвением, с которым одержимый рудокоп долбит скалу в поисках обязательно спрятанной в ее недрах золотой жилы. Все перечисленные проекты, и еще куча других помельче, перевыполнили план по сбору средств. Теперь остается только ждать возвращения Золотого века в эту эпоху бездуховной диктатуры ААА и издателей калибра Activision.

И вот тут могут начаться проблемы. Игрокам, пожертвовавшим деньги на проект мечты, никто ведь не гарантирует, что игры получатся хорошими. Точнее, никто не гарантирует, что они им понравятся. Даже если Шейфер сделает лучшую в мире адвенчуру, а Фарго - RPG, то все равно найдутся те, кто назовет их страшным отстоем. 

Мало того, что деньги они в следующий раз на Kickstarter не понесут, так раструбят на весь Интернет весть о том, что разработчики - пройдохи. Они обманом выклянчили деньги и сделали в итоге херню, нагло высморкавшись в счастливые детские воспоминания геймера-простофили.

Таких окажется, может быть, немного, но они будут. Какие-то проекты действительно могут получиться так себе, и вот тогда веры словам разработчиков будет еще меньше, а соответственно, денежная река сильно измельчает. 

Проблема здесь не только в геймерах, но и в разработчиках. Как бы мы не проклинали железные клещи издателей, которыми они стискают брызжущий во все стороны креатив разработчика, в таком подходе есть своя польза. Он не позволяет девелоперу окунуться в непроходимые дебри экспериментаторства, состряпав в итоге игру для двух десятков посвященных.

От свободы, успешности и предвкушения грядущей славы рвет крышу посильнее, чем от иных веществ. В таком состоянии легко сделать если не совсем концептуальную, то крайне специфическую игру, которую не поймут. В лучшем случае можно проглядеть десятки моментов, делающих современные игры от больших издателей такими удобными.

Тим Шейфер осваивает бюджет своего проекта.

Посмотрите на первое демо Project Godus. Оно делалось за две недели, поэтому неуклюжее как скрученный подагрой голем - но черт возьми! - вы можете представить себе игру, даже отдаленно похожую на это. Я - с большим трудом.

Будем надеяться, что все это напрасные опасения и нас ждет прекрасная эра успешного краудфандинга. Мы все возьмемся за руки и вприпрыжку умчимся в закат, напевая себе под нос что-нибудь из репертуара Dvar


Окончательная смерть MMO по подписке*

Казалось бы, к 2012 году все должны были понять простую вещь - делать новую MMO по подписке - затея не менее безнадежная, чем ловить попутку ночью в поле с топором в руке. Но нет, дошла эта простая истина далеко не до всех.

Например в BioWare так ничего не поняли, или старались не понимать. В итоге после старта Star Wars: The Old Republic мы могли наблюдать занимательную картину того, как накачанный десятками, если не сотнями, миллионов денег проект сдувался на глазах. Все эти озвученные диалоги, квесты уровня синглплеерных RPG и даже лицензия Star Wars стали никому не нужны ровно в тот момент, когда игра попросила денег за еще один месяц возможности помахать энергетическим мечом на просторах какого-нибудь Датомира.

В 2012 году, когда ни одна новая MMO уже не воспринимается без приставки “бесплатная”, просить деньги за геймплей стало идеей совершенно, абсолютно, тотально бесперспективной.

К зиме Star Wars: The Old Republic таки сделали free-to-play, но похоже, что особой популярности это игре не принесет. Новые игроки там надолго не задерживаются, ядро сообщетсва маленькое, в финансовых сводках EA игру старательно не замечает. Похоже, что все очень плохо.

SWToR чем-то смахивает на сверхдорогой супер-VIP отель, который построили в центре богатого нефтеносного городка как раз в тот момент, когда в нем закончилась вся нефть. Ну и что, что ручки ершиков для туалета из позолоченного мрамора? Кому теперь до этого есть дело?

А где-то в сторонке стоит Guild Wars 2 и ехидно улыбается. Эта игра работает по системе, в которой игрок платит всего один раз - за саму игру. Деньги за подписку не взимаются, внутриигровой магазин, правда, присутсвует, но тамошний ассортимент баланс не ломает.

Под конец года точно такую же модель переняла The Secret World - пожалуй, самая оригинальная MMO современности, которой не посчастливилось выйти в то время, когда жанр всем уже страшно надоел. Она тоже поначалу хотела денег за возможность играть, но довольно быстро одумалась и теперь просит купить себя только один раз.

Поговаривают, что грядущий The Elder Scrolls: Online тоже будет работать по такой модели. 

Если так, то скоро требование денег за шлем +50 против оркохоббитов превратится в моветон не менее жуткий, чем просьба проплатить авансом “за геймплей” в конце месяца.

* - World of Warcraft и EVE Online об этом, конечно, не знают и давайте их лишний раз не тревожить.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 2 комментария
  • ммДанон 6 января 2013 г. 23:35
    Аллоды онлайн тоже запускают сервер с подпиской... Болваны видимо.
  • Максим Максимов   21 декабря 2012 г. 15:08
    Деньги за подписку не взимаются, внутриигрового магазина там нет.No way!