Дэнни Бойл: добрый пастырь

4
Опубликовано 4 апреля 2013 г.

Сегодня в украинских кинотеатрах начинается прокат нового фильма Дэнни Бойла «Транс». Самое время реанимировать наш трибьют. Правильное детство, спасение от католичества, провалы в карьере и лучшие работы. 


Из Дэнни Бойла мог бы получиться добрый пастырь. Если у кого и были на этот счет сомнения, они отпали, после того как Бойл экранизировал «Трейнспоттинг». Перенести на экран библию всех интеллектуальных торчков мира, смогли бы и другие. Но превратить мрачную, безысходную и страшноватую книгу в гимн жизнелюбию (да еще и не поссориться притом с Ирвином Уэлшем) — задача, требующая изрядного усердия, деликатности и веры в человечество. Да, из Дэнни Бойла мог бы получиться священник. Или даже святой.


Дэнни Бойл родился в 1956-м в Манчестере. Его родители принадлежали к рабочему классу. Кроме того, они были ирландцами и, разумеется, католиками. Отец Дэнни самоотверженно работал и не менее исступленно верил. Как ни удивительно это звучит, подростком будущий постановщик «Трейнспоттинга» вел исключительно праведный образ жизни. Он не торговал на улицах героином и экстази, не грабил портовых рабочих и не проламывал черепов тем, кто не болеет за «Ман Ю».

В течение восьми лет Дэнни Бойл был «алтарным мальчиком» при местной церкви и мечтал когда-нибудь принять сан. Когда ему исполнилось 14, он подал документы в духовную семинарию в Уигане. И был отвергнут. Возможно тамошнему настоятелю — отцу Конвею — было видение. Может быть, ему привиделся святой Себастьян, пронзенный вместо стрел «Оскарами». А, может быть, отец Конвей разглядел что-то такое в глазах юноши. Как бы то ни было, он отвел его в сторонку, и мягко порекомендовал посвятить себя какой-нибудь мирской профессии.

«Таким образом отец Конвей спас меня от католичества. — Вспоминает Бойл в интервью. — Или католичество от меня». В том, что вместо церкви он, в конце концов, оказался в такой «обители порока», как Голливуд, Бойл не видит никакого парадокса. «Тут более четкая связь, чем может показаться. — Говорит он. — Мартин Скорсезе, Джон Ву, М. Найт Шьямалан — все они хотели стать священниками. По сути, это одна и та же работа — шататься по окрестностям, рассказывая людям, что им думать».

Проучившись какое-то время на отделении драмы в Университете Бангора (Уэльс), Бойл возвращается в Англию, где поступает на службу в Royal Court Theatre. Он не испытывает перед театром особого благоговения (по словам Бойла, он ни разу не бывал в театре, пока не получил там работу) — просто на театральных подмостках можно быстро и без финансового риска получить режиссерский опыт. Параллельно он сотрудничает с Royal Shakespeare Company и работает продюсером на BBC Northern Ireland.

В 93-м ему удается найти деньги для кинодебюта. У Бойла есть также подходящий сценарий, написанный таким же новичком Джоном Ходжем. Не хватает ему только яркого актера, который смог бы стать «хэдлайнером» шоу, не требуя взамен непомерного гонорара. Кто-то советует Бойлу поговорить с перспективным молодым человеком, которого зовут Юэн Макгрегор. И МакГрегор, еще не оправившийся от того, что первый же фильм с его участием («Быть человеком» Билла Форсайта) критики разорвали в пух и прах, соглашается рискнуть.

Фильм «Неглубокая могила» становится кассовым шлягером в Британии и собирает восторженную прессу в США. Журнал Empire называет Юэна Макгрегора «актером года». Дэнни Бойла сходу зачисляют в «последние надежды британского независимого кино». И все же это лишь репетиция успеха.

В 1996-м Дэнни Бойл берется экранизировать «Трейнспоттинг» Ирвина Уэлша. Нет смысла описывать повсеместную истерику, которую эта лента провоцирует. Вспомни свой лучший оргазм, умножь его на тысячу. И ты еще все-таки будешь далек от того, чтобы представить себе экстаз, в который впала публика.

Само собой, Голливуд распахнул перед Бойлом двери. Практически «с порога» ему предложили снимать четвертого «Чужого» — чтобы реанимировать сериал, после того, что состряпал Финчер, нужна была свежая кровь. Но Бойл предпочел «Жизнь хуже обычной». Название оказалось роковым и провидческим. Сделанный той же командой (Бойл-Ходж-МакГрегор), фильм получился, мягко говоря, посредственным. Дальше — хуже.

Следующий свой фильм — экранизацию еще одного культового литератора, Алекса Гарланда — Бойл сделал без МакГрегора. Говорят, Юэн в то время переживал из-за того, что превратился в слишком публичную персону (благодаря роли в пресловутой «Призрачной угрозе»), и крепко выпивал. Как бы то ни было, предательства он не простил Бойлу по сей день. «Пляж» был освистан критиками и провалился в прокате. Недоброжелатели стали поговаривать о том, что МакГрегор был для Бойла чем-то вроде талисмана, без него — как в песне группы «Ленинград» «Без тебя».

В карьере Бойла случались скверные и очень скверные фильмы. Зато он во все времена стабильно открывал миру новые имена. «Неглубокая могила» дала старт карьере Юэна МакГрегора. «Трейнспоттинг» вывел в люди Роберта Карлайла и Джонни Ли Миллера.

В 2002-м Денни Бойл перевел в категорию «подающих надежды» ирландца Киллиана Мерфи. Их первая совместная работа — интеллектуальный зомби-марш «28 дней спустя» — помогла Бойлу восстановить доброе имя. А пять лет спустя эти двое заново угробили его — фильмом-катастрофой «Пекло».

Казалось, все потеряно и на этот раз безвозвратно. И вот, пожалуйста: Дэнни Бойл возвращается с «Миллионером из трущоб» и режиссерским «Оскаром», возвращается в отличной форме и, похоже, с безоблачными перспективами.

Его следующий фильм — «127 часов» — стал шлягером. За постановку церемонии открытия Олимпиады-2012 в Лондоне Елизавета II собиралась наградить Бойла рыцарским титулом. Но тот отказался: Бойл гордится тем, что «является обычным гражданином». Простая жизнь простых людей — это именно то, что его вдохновляет.

В общем, Ватикану впору снаряжать к Бойлу своих кардиналов — не иначе, чудо. Отношения Бойла с религией никогда не были простыми. Богоискательский пафос присутствует в «Пекле», первый же кровожадный зомби, встреченный героем фильма «28 дней спустя», одет в сутану, одна из лент, сделанных Бойлом для ТВ, называется «Пылесосить голышом в раю». Впрочем, одно дело религия, другое — вера, веры Бойл никогда не терял. «Несмотря ни на что, — говорит он, — я верю в то, что люди — хорошие. А как же еще?».  

Для абсолютного хэппи-энда этой истории не хватает лишь одного — примирения Бойла с Юэном МакГрегором, которого все давно ждут. Эти двое еще должны нам сиквел «Трейнспоттинга», который постоянно откладывается из-за их размолвки. Кажется, это тот редкий случай, когда «Порно» — богоугодное дело. Уверен, даже отец Конвей с нами согласился бы.


Фильмы Дэнни Бойла, которые стоит посмотреть:

«Неглубокая могила» («Shallow Grave», 1994)

Первый фильм на излюбленную «бойловскую» тему: как всякое общежитие неизбежно оборачивается кошмаром (особенно, когда в деле замешан труп и кейс с наркодолларами).


«Трейнспоттинг» («Trainspotting», 1996)

Жизнеутверждающая экранизация знаменитого романа. Главным образом про то, что, даже если общежитие обернулось кошмаром, никогда не поздно умыкнуть кейс с наркодолларами, и выбрать работу, гребаную страховку, будущее, жизнь.


«28 дней спустя» («28 Days Later…», 2002)

После того, как тупоголовые «зеленые» выпустили на волю бешеного примата, по планете распространился вирус, превративший большинство людей в зомби. Горстка несчастных с иммунитетом продирается сквозь пустоши. И лишь встретив, наконец, других живых, понимает, как безопасно и комфортно им было в компании мертвых.


«Миллионы» («Millions», 2004)

Неожиданно светлый фильм про неизменный кейс (вместо наркодолларов, правда, фунты с ограбления), попавший в руки мудрых младенцев. Интрига состоит в том, что события развиваются накануне перехода Объединенного Королевства с фунтов на евро, и юным миллионерам нужно поторопиться.


«Миллионер из трущоб» («Slumdog Millionaire», 2008)

Фильм о том, что по-настоящему полезные знания приобретаются на улицах, а не в университетских библиотеках. Главное кинособытие 2008 года.

Дэнни Бойл

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 4 комментария
  • Sergey Tchetchelev   9 апреля 2013 г. 10:04
    Хорошая статья получилась. Спасибо, Андрей ;)
  • Максим Казаков   5 апреля 2013 г. 13:34
    Пляж очень хорош для зрителя определенного возраста, где-то так для 16-22 лет, для тех, кто выбрался из родительского гнезда и открывает для себя, что мир очень большой, и дом - это там, где тебе уютно. Жажда приключений, любви и нарушения запретов... Лично меня в свое время зацепило.

    Чем и кому Пекло не угодило - уж не знаю, качественная фантастика.

    А вот 127 часов - нудятина редкостная, для себя сделал вывод: идешь куда-то далеко - бери нож поострее :)
  • Юрий Сидоренко   5 апреля 2013 г. 18:49
    Выкинули бы из Пляжа лишние сцены (вроде той психоделической), подредактировали сценарий - и было бы что-то годное.

    Насчет остального согласен.
  • Dmitri Smelov   5 апреля 2013 г. 12:54
    миллионы - вообще

Лучшие комментарии
09.04.13 10:04
1
Хорошая статья получилась. Спасибо, Андрей ;)
Пляж очень хорош для зрителя определенного возраста, где-то так для 16-22 лет, для тех, кто выбрался из родительского гнезда и открывает для себя, что мир очень большой, и дом - это там, где тебе уютно. Жажда приключений, любви и нарушения запретов... Лично меня в свое время зацепило. Чем и кому Пекло не угодило - уж не знаю, качественная фантастика. А вот 127 часов - нудятина редкостная, для себя сделал вывод: идешь куда-то далеко - бери нож поострее :)