Киноитоги 2013 года

Опубликовано 30 января 2014 г.

Киноитоги 2013 года, по мнению редакции Open.ua, мы уже подвели («Топ-30 фильмов года», 31.12.2013), теперь пришло время обратиться к людям, имеющим непосредственное отношение к отечественному кино.

Спрашивали о том, какие фильмы запомнились им больше всего, какие работы остались без должного внимания и попросили оценить успехи украинского кино за прошедший год.


Алик Шпилюк (программный директор Одесского международного кинофестиваля, киновед)

«В 2013 году было три выдающихся фильма: “Жизнь Адель”, “Великая красота” и “Гравитация”.

Недооценили в украинском прокате как раз “Жизнь Адель” и “Великую красоту”. О переоценке трудно говорить, ведь зрительская масса падка на жвачку, которая по итогу и собирает миллионы.

Самый главный успех украинского кино — то, что его стали массово производить. Этот путь может привести к будущим победам. Несмотря на то, что украинские фильмы все еще игнорируются массовым зрителем, они получают награды на престижных фестивалях и это достойный результат».


Денис Иванов (основатель компании «Артхаус Трафик»)

«Из понравившихся мне фильмов отмечу “Жизнь Адель”, “Великую красоту”, “Гравитацию”, “Лучшее предложение” и “12 лет рабства”.

Трудно назвать фильмы недооцененными нашими зрителями, если они просто пока не добрались до украинского проката — так можно сказать, к примеру, о фаворитах “Оскара”, вроде “Далласского клуба покупателей” и других. Результаты бокс-офиса тоже были привычными — как и прежде, люди ходят на фильмы-аттракционы, бренды. И деньги они собирают не из-за своих художественных качеств. Критики же были справедливы, по достоинству оценив ряд картин.

Главный успех украинского кино — участие в международных кинофестивалях. Но прокатные перспективы фестивальных картин — туманны. Стоит отметить “Тени незабытых предков”, которым удалось собрать замечательную кассу. Что касается украинского арт-хауса, то его попросту не существует».


Полина Толмачева (директор по маркетингу и PR Film.ua Group)

«Для меня главным кинособытием 2013 года стал сериал “Во все тяжкие”. Ясное дело, что началась эта история не в прошлом году, но не для меня. Я открыла этот сериал для себя прошлым летом — и к последнему сезону пришла естественным путем. Считаю сериал лучшим из того, что случилось лично со мной в прошлом году. Ну и с миллионами зрителей по всему миру тоже.

Самый переоцененный фильм, на мой взгляд, — “Сталинград”. Ну не стоит коммерческая поделка Федора Бондарчука и Александра Роднянского всех тех тысяч рецензий, которые она вызвала. Вижу в этом сильную руку маркетинга. А то, что рецензии были в большинстве своем разгромными и издевательскими — только подливало масло в огонь. Правда, прокат фильма пока не принес его создателям ожидаемых дивидендов. И это внушает некоторую надежду на адекватность зрительской аудитории.

Из обойденных вниманием фильмов мне больше всего обидно за “Долгую счастливую жизнь” Бориса Хлебникова. Очень жаль, что в последний момент было принято решение отказаться от украинского проката этого фильма. Он бы не собрал большую аудиторию, это ясно. Но своего зрителя бы обязательно нашел. А в условиях перманентного гражданского протеста, которые мы наблюдаем на нашей родине на протяжении последних месяцев, стал бы еще и актуальным.

А еще — я не могу быть объективной, но не могу не сказать — мне обидно за наш фильм “Мотыльки”. Это первая попытка полномасштабного художественного осмысления чернобыльской трагедии. Зрителям фильм очень понравился. А вот критики и отечественная пресса — промолчали. Впрочем, сегодня высоколобые критики мало кому интересны. Люди предпочитают читать блоги, отзывы в соц. сетях, и сами выбирают для себя лидеров мнений.

Украинское кино продолжает существовать. И это — главное его достижение, я считаю. В Сан-Себастьяне показывали нашу “Зеленую кофту”. Украинские программы отечественных фестивалей “Молодость” и ОМКФ были в этом году наполненными и интересными. Выход в прокат сразу нескольких отечественных фильмов, “Ломбард”, “Иван Cила”, “Параджанов”, “Тени незабытых предков”, прошедшей осенью стало очень важным событием.

А еще телесериалы, произведенные на наших студиях, занимают первые строчки в рейтингах каналов, как России, так и более дальнего зарубежья. “Анна Герман” (“Стар Медиа”), “Страсти по Чапаю”, “Сын отца народов”, “Вангелия”, “Нюхач” (Film.ua Group) разорвали эфиры Польши, Израиля, Прибалтики. И хотя будущее как всегда туманно, а поводов для оптимизма мало — мы с надеждой смотрим вперед. Потому что нам не привыкать».


Александр Гусев (кинокритик издания «Украинская Правда»)

«Если говорить о картинах строго 2013 года производства, я бы выделил фильмы “Советник” Ридли Скотта, “Ида” Павла Павликовски, “В цвету” Наны Эквтимишвили и Симона Гросса, “Автоинспекция” Войцеха Смажовски, “Камилла Клодель. 1915” Брюно Дюмона, “12 лет рабства” Стива МакКуина, “Золотая клетка” Диего Кемада-Диаса, “Перед снегопадом” Хишама Замана, “Ланчбокс” Ритеша Батры, “Роль” Константина Лопушанского. Отталкиваясь от отечественного проката, следует добавить “Джанго освобожденного” Квентина Тарантино и “Вечное возвращение” Киры Муратовой.

Признание фильмов, которые не понравились мне самому, в прошлом году не вызывало особенного раздражения (хотя было несколько досадно, что “Географ глобус пропил” отхватил столько наград).

Что же касается не получивших должного внимания картин, то, хотя “Советника” Ридли Скотта к ним не отнесешь, мне жаль, что многими он был воспринят столь негативно. Возможно, виной тому — выходные данные, настраивающие на просмотр остросюжетного триллера, в то время как фильм скорее похож на облеченную в жанр страшной сказки или тягучего кошмарного сна притчу о происхождении греха.

В этом году было засвидетельствовано пробуждение отечественного кино от затянувшейся спячки — с десяток представленных на различных фестивальных смотрах и прорвавшихся в прокат полнометражных украинских картин охватывали самый широкий спектр зрительских ожиданий и предпочтений.

К сожалению, большинство этих лент весьма неудачны, и единственной по-настоящему достойной украинской картиной оказался, как это обычно и происходило в последние двадцать лет, новый фильм Киры Георгиевны “Вечное возвращение”. Однако создается необходимая питательная среда конкурсов, показов и обсуждений, а законченные в 2013 картины, которые будут представлены отечественной кинообщественности уже в этом году — “Братья” Виктории Трофименко и “Зеленая кофта” Владимира Тихого, — получили очень хорошие отзывы».


Андрей Халпахчи (генеральный директор МКФ «Молодость»)

«Лучшие фильмы прошлого года: “Рай: Надежда” Ульриха Зайдля, “Мальчики, Гийом, к столу!” Гийома Гальенна, “Вечное возвращение” Киры Муратовой, “Географ глобус пропил” Александра Велединского.

Переоценены были “Великая красота”, “Жизнь Адель” Абделатифа Кешиша, “Незнакомец у озера” Алена Гироди. Но, в целом, все фильмы, имеющие художественный вес, были более чем оценены в течение года.

В первую очередь, украинское кино растет в количественном измерении. И соответственно, заметны качественные улучшения. Самое главное — вырос общий средний уровень украинского кино и его жанровое разнообразие.

По-настоящему значимой работой можно назвать фильм Киры Муратовой “Вечное возвращение”. Радует появление фильма для детей “Иван Сила” и многообразие довольно интересных короткометражных работ (“Дорога” Ксенды, “Уроки украинского” Руслана Батицкого, “Возвращения” Александра Ратия)».


Егор Олесов (директор пост-продакшн студии Postmodern)

«Может достаточно предсказуемо, но из коммерческого кино я, безусловно, отметил бы картину Альфонсо Куарона “Гравитация”. Несмотря на не слишком утонченный, с точки зрения драматургии, сюжет, фильм невероятно затягивает и смотрится практически “на одном дыхании”. Опять же, очень интересны технологии, которые были разработаны специально для производства этого фильма. С определенной точки зрения это следующий качественный шаг после “Хоббита” и “Аватара”.

Как нишевый фильм, сам по себе невероятен “В глубины разума”. Также можно отметить фильм Рона Ховарда “Гонка”. Неплохи картины База Лурмана “Великий Гэтсби” и “Транс” Дэнни Бойла.

В этом году был целый ряд провалившихся в прокате высокобюджетных фильмов, которые судя по всему, были переоценены студиями. Среди них: “Земля после нашей Эры”, "Одинокий рейнджер", “Пятая власть”, “Неудержимый”, “Штурм Белого дома”. Без должного внимания, как по мне, иногда остаются некоторые замечательные европейские проекты, но такова специфика современного кинотеатрального зрителя. 

Общим успехом является уже то, что количество украинских фильмов в кинотеатрах в 2013 году в целом выросло. Также постепенно растет уровень производства. Молодые украинские режиссеры начали получать больше призов на различных международных фестивалях.

Если же считать, что успех фильма выражается сугубо в бокс-офисе, то, конечно, надо отметить фильм “Тени незабытых предков”. Это абсолютно четкий пример того, когда активная работа с маркетингом приносит в разы более ощутимый результат, при других равноценных вводных». 


Артем Литвиненко (режиссер («Папа напрокат», «Нюхач»))

«Год выдался насыщенным в плане работы, поэтому посмотреть удалось немного. Больше всего запомнилась “Гравитация” Альфонсо Куарона. Казалось бы, можно ли снять блокбастер, используя лишь космос и двух актеров (пусть даже таких, как Сандра Буллок и Джордж Клуни)?

Оказывается, можно. Фильм сделан мастерски и держит в напряжении все полтора часа. Куарон, на мой взгляд, очень удачно использовал невесомость для построения глубинных кадров. В “Гравитации” много длинных планов, но они динамичные, происходит  постоянный внутрикадровый монтаж. Фильм снят кропотливо, и эта работа на экране видна. 

Особо недооцененных или переоцененных фильмов я не заметил. В этом году наблюдалось оживление, и украинское кино из разговоров о нем, перешло, наконец, в некую практическую плоскость. Это не может не радовать. В современном мире успех фильма меряется сборами, но наше кино, в силу ряда объективных и субъективных причин, пока не способно приносить прибыль. Взять хотя бы количество залов (в Украине их 400, во Франции, для сравнения, в 14 раз больше).

Но в глубине души я все же надеялся, что один из фильмов возьмет да и окупится в прокате, создав прецедент. К сожалению, этого не произошло. Правда, еще не все украинские фильмы, снятые в прошлом году, вышли на экраны. Так что посмотрим».

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 0 комментариев