Игорь Пелых: жить, любить и творить

6
Опубликовано 26 февраля 2014 г.

Большой трибьют в честь Игоря Пелыха от Open.ua.

В этом месяце свой 40-й день рождения мог бы отметить Игорь Пелых — телеведущий, музыкант, продюсер, любимец публики и просто жизнерадостный, приятный во всех отношениях человек.

Мог бы, если бы не автокатастрофа, случившаяся в мае 2009-го, и ставшая для него фатальной. Но мы не будем говорить о грустном: симоновские строки «ну и не надо слез — он слез при жизни не любил» — это как раз про него. В нашем трибьюте — только светлые и веселые воспоминания.

С улыбкой об Игоре рассказывают его старые друзья: Андрей Пидлужный и Юрко Зеленый. Им помогают Фоззи, Ирена Карпа, Сашко Положинский и Зорян Безкоровайный.


Андрей «Ничлава» Пидлужный, музыкант, композитор, телеведущий

Игорь и на камеру, и в жизни был одинаковый — абсолютно открытый, честный, жизнерадостный.

«Так получилось, что с Игорем мы познакомились еще в роддоме — при рождении. Я родился второго февраля, а он — третьего, и с миром мы начали знакомиться в одной комнате для новорожденных. Тесно же общаться мы стали, когда нам было лет по 14-16.

Несмотря на то, что я успешно занимался футболом, меня постоянно тянуло к музыке — причем до такой степени, что я был готов просто сидеть на репетициях тернопольских групп и старался хоть в чем-то быть полезным. На одной из таких репетиций мне дали бас-гитару, и я что-то на ней брынчал. А вокалистом и, собственно, руководителем группы был Игорь. В какой-то момент ребята вышли на перекур, а я взял гитару и запел. Они слетелись как на пожар — сказали, что очень оценили мою импровизацию. Так я стал вокалистом группы, а Игорь взял на себя роль басиста.

Кстати, Игорь отлично пел фальцетом. Мы с ним любили петь в больших, просторных подъездах — там сумасшедшая акустика. Один раз мы забрались в такой подъезд и стали петь на два голоса. Через пару минут резко открываются двери — и из одной из квартир выскакивает мужчина. Мы уже приготовились бежать (гнали нас нередко), а мужчина оглядывается и спрашивает: “Ребят, а где те девочки, что так красиво пели?”

Что же касается телевидения, то этим мы начали заниматься еще в детстве в Тернополе. В старенький рюкзачок “подключали” шнур от микрофона и поломанный объектив от видеокамеры — и имитировали репортерскую съемку. Подходили к людям на улице, выбирая личностей поколоритнее, и задавали всякие провокационные вопросы, а сами давились от смеха. Потом отбегали, смеялись вдоволь — и снова на охоту.

Вообще свою карьеру Игорь начинал на радио — он работал радиоведущим в Тернополе, а потом и в Киеве. Первой его работой на телевидении была программа “Не всі вдома”, он ее вел вместе с Александрой Лозинской, которая вскоре стала его женой. Потом были и “Галопом по Європах”, и “На свою голову”... Суть в том, что Игорь и на камеру, и в жизни был одинаковый — абсолютно открытый, честный, жизнерадостный. За это его и любили — как друзья, родные и коллеги, так и зрители. Это был такой человек-солнце.

Помимо того, что он был просто потрясающим ведущим, он еще был прекрасным шоуменом, музыкантом и композитором, а кроме того, другом, отцом, мужем. Казалось, его креативности нет пределов. Но, видимо, там, на небе, решили, что он там нужнее, и от нас его забрали...

А еще Игорь был патриотом с большой буквы. Он был одним из первых, кого забрали в милицию за то, что повесил желто-голубой флаг вместо красного! Игорь был и в числе студентов, которые объявили голодовку, и в первых рядах Оранжевой революции. Уверен, если бы он был жив, то был бы на Майдане и Грушевского. Он искренне любил Украину. И никогда не сдавался, не впадал в отчаянье, хотя на его долю тоже выпало немало испытаний, и своего успеха он добивался с большим трудом.

Однажды, когда у нас в очередной раз в государстве были большие экономические трудности, я спросил у него: “Игорек, что ж дальше-то будет?” А он улыбнулся и ответил: “Никто не знает, сколько нам отведено. Надо жить, любить и творить”.».


Юрко Зеленый, украинский словотворец, журналист

Игорь научил меня никогда не вешать нос и не отчаиваться.

«Мы с Игорем были знакомы с 1989 года. В том году в Тернополе было основано проукраинское молодежное товарищество “Вертеп”. Игорек там был самым юным, ему тогда всего лет 15 было. И мы с ним вместе принимали участие в одних из самых первых в Украине акциях и пикетах, клеили листовки за независимость Украины. Еще мы с ним ходили в походы, сплавлялись вместе по реке, в буквальном смысле слова ели из одной миски.

Но больше всего мне, пожалуй, врезалось в память, как однажды на Рождество (24-25 декабря — прим. ред.) в 2004 году мы ехали из Киева в Тернополь на его салатовом “Жуке”, обвешанном оранжевыми ленточками, — мы тогда уже жили в Киеве, но прописка у обоих была тернопольская, и мы ехали голосовать.

Была жуткая метель, как в “Вечерах на хуторе близ Диканьки”, и мы в какой-то момент потеряли дорогу. Пока нашли, подобрали еще одного мужчину лет сорока, который возвращался со свидания с девушкой — свидание у них было в ее селе, а он жил в другом, расстояние 26 километров! В общем, мы сделали крюк тогда около 100 километров, пока доехали. А когда подъезжали к Тернополю — внезапно сгорело сцепление, и в город мы въехали уже чисто по инерции. Незабываемая ночка выдалась!

Если говорить об Игоре как о музыканте, то, честно говоря, музыкант из него был никакой — он сам это понимал и не отрицал. Поэтому очень быстро и оставил свое подростковое увлечение музыкой. Но группа Nameless имела очень большое влияние на его судьбу. Однажды, когда команда выступала на “Рок-Экзистенции” в 1997 году, во время их выступления неожиданно пропал звук. Недолго думая, Игорь схватил микрофон — и минут 20, пока устраняли неполадки, не давал публике заскучать. После к нему подошел Сашко Положинский и предложил попробовать себя в роли ведущего на новой радиостанции — это была “Радiо Столицi”. Через неделю Игорь переехал в Киев, и так началась его карьера ведущего.

На украинское телевидение Игорь прежде всего принес такую вещь как непосредственность. А еще его “телеразвлечения” — это был формат, написанный с чистого листа. И написанный здесь, в Украине, а не завезенный с Запада. Сейчас у нас, кажется, вообще не создаются собственные программы, только адаптации, а он делал качественный украинский продукт, который потом даже пошел на экспорт.

Его программа “На свою голову” — лучшее на украинском телевидении, по-моему, ничего и не было ни тогда, ни после. Знаю, что в последние годы жизни Игорь думал о создании детского канала — к сожалению, этого так и не случилось.

Игорь научил меня никогда не вешать нос и не отчаиваться. Я лично “заразился” от него отношению к жизни как к игре, в которой ты иногда проигрываешь, а иногда можешь сорвать большой куш. И другим советую!»


Сашко Положинский, лидер группы «Тартак»

«С Пелыхом мы познакомились весной 1997 года, на фестивале “Червона Рута”. Я был ведущим фестиваля, и периодически должен был брать небольшие интервью у конкурсантов. Помню, Игорь, который тогда играл в Nameless, подошел ко мне и сказал, что готов пообщаться со мной на сцене. Меня тогда удивило, что от группы на интервью идет не вокалист, как это обычно бывает, а басист.

Потом мы снова пересеклись осенью, на “Рок-Экзистенции”, после чего Игорь стал работать на “Радіо Столиці” в Киеве, где и я тогда работал. Мы не слишком часто общались, но всегда были в хороших приятельских отношениях.

Успешным проект Пелыха мог сделать только Пелых.

Пожалуй, мое самое яркое воспоминание, связанное с Игорем, — это как мы однажды колядовали. Я не смог уехать в тот год на Рождество к родителям, и решил как следует отпраздновать его в Киеве. Оделся соответствующим образом, составил список людей, которых хотел поздравить, сел в такси и поехал. Семья Игоря у меня в списке была второй. Я пришел к ним, начал колядовать, а Игорь не просто слушал, а сразу начал мне подпевать — получилось, будто мы вдвоем колядуем для его семьи. А потом он сказал: “Так, Положинский, отпускай свое такси, я беру машину и еду с тобой!”

Позже к нам присоединились еще Мария Бурмака, ее брат Ясик... Закончилось все тем, что когда уже под утро мы возвращались от Андрея Пидлужного, мы еще и гаишникам наколядовали. Один из них тогда сказал, что у него нет мелких денег, а Пелых ему — “Ничего, мы разменяем”, или что-то в этом духе. Весело было.

Про Игоря и телевидение скажу только одно. В один непростой период, когда Игорь сидел без работы, он жаловался мне на непорядочных телепродюсеров, которым он предлагал свои проекты: те выслушивали его идеи, брали расписанные проекты, а потом пытались реализовать это все без него. И ни один из этих проектов не стал успешным. Потому что продюсеры эти не понимали одного: успешным проект Пелыха мог сделать только Пелых».


Ирена Карпа, писатель, музыкант, лидер группы Qarpa

Пелых ассоциируется у меня с началом всего-всего.

«Мы как-то с Игорем жили в соседних домах, а познакомил нас до этого наш гитарист Олег Артим — они общались еще со времен фестиваля “Червона рута”. Я тогда была еще совсем зеленая, Пелых и остальные были для меня просто культовыми титанами. При этом он всегда держался очень просто, по-дружески, всегда всех смешил, сам много смеялся. На его примере стало понятно, что украинское может быть не просто модным и популярным, а и самым крутым.

Помню у него на кухне на Лукьяновке неполиткорректный плакат с расстрелянными оленями и Санта-Клаусом, и подписью “З новим роком, москалі”. Я этот подвиг как-то повторила на Красной площади — кричалку, конечно, не расстрел.

А еще помню, как он там же рассказывал историю про съемную квартиру во времена безденежья. Вся еда закончилась, а в морозилке лежали какие-то бобы — ну, он их сварил и съел. А потом оказалось, что это были какие-то экспериментальные образцы, которые там уже лет восемь лежали, а хозяева квартиры были учеными.

Ну, и, конечно, группу Nameless я помню. Там, в Тернополе, на фестивале “Нівроку” вообще состоялся мой первый выход на сцену как певицы. Так что Пелых ассоциируется у меня с началом всего-всего».


Александр «Фоззи» Сидоренко, вокалист и соавтор группы «ТНМК», писатель

Пелых всегда искрил идеями, он был максимально креативен.

«С Игорем мы познакомились на фестивале “Червона рута” в 1997 году — нашим группам тогда дали одну гримерную. Там же и подружились. Потом он нас приглашал выступать на фестивале “Нівроку” в Тернополе. Игорь тогда играл в группе Nameless, хотел делать сольник, но телевизор победил.

Позже уже мы пересеклись в Киеве, когда он переехал. Он меня позвал гостевым ведущим в “Галопом по Європах” — впервые не то в 2002, не то в 2003.

Очень не хватает его. Пелых всегда искрил идеями, он был максимально креативен. Я часто вспоминаю его, с ним связано огромное количество историй — многие из них я описываю в своем “Живом журнале”.

А еще он меня подсадил на чтение книг в мобильном телефоне».


Зорян Безкоровайный, гитарист и лидер группы Nameless

Пелых никогда не действовал наперекор собственным убеждениям.

«С Игорем мы познакомились в 1989 году, вместе были членами молодежной организации СНУМ (Спілка незалежної української молоді). Мы вместе клеили листовки с призывами к провозглашению независимости Украины. Как следствие, вместе просидели двое суток в тернопольском СИЗО, где и стали настоящими друзьями, единомышленниками. Мы тогда решили, что нам нужно заниматься музыкой, искусством — к этому у нас было больше способностей, чем к политике.

По моему приглашению Игорь пришел в Nameless. Мы хотели укрепить наши позиции в группе (там тогда были разные люди, была продолжительная и очевидная идеологическая борьба), хотели создавать авторскую музыку с оригинальным звучанием. Безусловно, Игорек, как человек с отличным музыкальным вкусом и ворохом собственных идей, очень нам помогал. Мы поначалу играли несколько его песен — и только позже поняли, что они написаны под влиянием групп, которые Игорь любил, и о которых мы на тот момент еще не знали.

Еще в Тернополе Игорь очень активно работал над изменением формата современной украинской журналистики. Его инновации прежде всего касались интерактивности — он всегда мечтал, чтобы взаимодействие между журналистом и зрителем рождалось в реальном времени. Он был пионером в этом деле, и в этом его основная заслуга перед телевидением как таковым.

Мы все научились у Игоря непосредственности, честности и здоровому эгоизму — он никогда не действовал наперекор собственным убеждениям. Теперь, когда нам уже по сорок и больше лет, я отлично и правильно это понимаю. Мне кажется, что, в отличие от Игоря, мы были слишком заангажированы всякими “мега-идеями”, которые должны были “спасти весь мир”. А нужно было прежде всего выстраивать свою собственную жизнь».

Влада Григорова
Фото: Дима Куницкий, Дарья Синельникова, сайт pelyh.com.ua

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 6 комментариев
  • Бобро 11 марта 2014 г. 17:14
    Підлужний щось наплутав - каже що народилися в лютому обидва, а на дворі вже березень :)
  • oleksa   11 марта 2014 г. 17:35
    Опубликовано 26 февраля 2014 г. )
  • Nikita Sladkevych   11 марта 2014 г. 16:51
    "Пелих поки живий - я дитина, я іще малий"
  • Р 26 февраля 2014 г. 22:56
    Земля пухом. Не забудем.
  • Shumskyi Igor   26 февраля 2014 г. 22:22
    Пам`ятаю, як я ним захоплювався, як чекав кожної неділі його ефір, як боляче сприйняв звістку... Дякую, що нагадали мені мене того! Посміхаюся =)
  • zefir 26 февраля 2014 г. 20:37
    Справді, це була людина-сонце. Пам'ятаємо, гордимося, рівняємося...

Лучшие комментарии
26.02.14 20:37
15
zefir
Справді, це була людина-сонце. Пам'ятаємо, гордимося, рівняємося...
26.02.14 22:22
14
Пам`ятаю, як я ним захоплювався, як чекав кожної неділі його ефір, як боляче сприйняв звістку... Дякую, що нагадали мені мене того! Посміхаюся =)
11.03.14 16:51
7
"Пелих поки живий - я дитина, я іще малий"
11.03.14 17:35
4
oleksa
Опубликовано 26 февраля 2014 г. )
26.02.14 22:56
4
Р
Земля пухом. Не забудем.