Лучшие фестивали: Off Festival в Польше

4
Опубликовано 11 октября 2012 г.

Продолжаем цикл репортажей с разномастных европейских фестивалей лета 2012. Сегодня это Off Festival в Катовице — полноценная альтернатива массовым «Сигетам» и «Хайнекенам», восточно-европейская цитадель музыкального арт-хауса.

Поле, чудо-саксофонист Колин Стетсон (Arcade Fire, Bon Iver, Tom Waits), приятные Chromatics, проект Бликсы Баргельда из Einstürzende Neubauten, любимцы хипстеров и пляжников Metronomy, соул-герой Чарльз Бредли, шумные Atari Teenage Riot и многое другое.

Впечатлениями делится Николай Связной, последний музыкальный редактор TimeOut Kiev.


С возрастом фестивали перестали быть для меня wow-фактором, и смысл посещения масштабных ивентов отпал сам по себе ввиду музыкальной пошлости. В 2012 году на мою музыкальную карту легли несколько козырей: BLOC Weekend (Англия) и Off Fest (Польша). И если первый я феерически пропустил, впервые в жизни перепутав его дату и пролетев с авиабилетами, то со вторым все было намного проще: виза есть, осталось собрать вещи и двинуть в долгий экономный путь.

Off Festival — это один из лучших восточно-европейских меломанских фестивалей, где не услышишь звезд уровня Fatboy Slim или Coldplay. Здесь собираются творцы, которые предлагают некую арт-хаусную музыку: «Ларс Фон Триер» от джаза — Colin Stetson, «Девид Кроненберг» от рока — Swans, «Такеши Китано» от электроники — Alva Noto, «Андрей Тарковский» от хип-хопа — MF Doom и прочие зажгли во мне зеленый свет фестивального желания.

Сам ивент проходит в городе Катовице, что близ Кракова, в котором я уже был, поэтому географический кретинизм был исключен из списка возможных препятствий.

Начну с десерта — проблем. Во-первых, я не попал на концерт Alva Noto и Мэтью Херберта из-за солд-аута. К слову, это был некий «разогрев» фестиваля, а не его программа. Во-вторых, я не нашел жилье в Катовице (в палатке жить не захотел). Решено было жить в Кракове возле вокзала в хостеле.

В Кракове я познакомился с парой поляков, которые мне рассказали, что Roskilde — это ужасный фестиваль, на котором молодежь упивается в дрова со всеми вытекающими. А еще поведали про то, что многие европейцы зарабатывают тем, что собирают на фестах мусор. Вместе с этими очаровательными людьми я и пошел исследовать Off Festival.

Площадка для ивента — большое поле близ леса, которое разрезает пополам бетонное плато. Четыре сцены размещены компактно, но при этом не перебивают друг друга звуком. Внутри действует своя валюта, из бонусов — возможность взять велосипед бесплатно под залог и относительно недалекое размещение гипермаркета.

Первый день и сразу удар в самое сердце — выступление саксофониста Колина Стетсона стало настоящим откровением. Музыкант играл на большом саксе словно на слоне или на ките — настолько музыка была близка природе, и далека от классического исполнения на духовых. Тот случай, когда у тебя отлетает челюсть и ты с круглыми глазами словно загипнотизированный внимаешь Чуду.

Не ухожу с экспериментальной сцены, слушаю питомцев лейбла Modern Love — Demdike Stare. Смесь эмбиентной электроники с винтажным видео создает правильный фестивальный настрой. 19:45 — лечу на героев саундтрека к фильму «Drive» Chromatics. С музыкальной точки зрения замечательное выступление, со сценической — есть вопросы, но они нивелируются такими песнями. Отмечаю, что поляки не танцуют (!).

Небольшой перерыв и здесь же — ANBB (Alva Noto + Blixa Bargeld) и их часовой технологический и визионерский трип. Гулливер из Einstürzende Neubauten словами вырывал куски мяса из нашей плоти, а капитан из Raster-Noton предоставил нам ножи для меломанского харакири. Перфомансы наслаиваются друг на друга, но уровень настолько высок, что нет повода для сомнений — это правильное место на планете Земля.

Далее я открыл для себя как нужно исполнять соул. Его величество Charles Bradley в свои 64 даст фору молодой поросли. И таки да, соул — это душа музыки, воплощенная в действии перформера. Темнокожие настроения на главной сцене сменила хайповая команда Metronomy. Я хоть и люблю их «The Bay», но слушать саундтрек к фильму «Заводной апельсин» в 2012 году для меня оказалось слишком.

Самое время разбавить атмосферу забористым рэпом. Shabazz Places родом из Sub Pop — и смех, и грех. Реактивный дуэт решил совместить перкуссию, хореографию и темную читку. Без смеха не обошлось. К черту! Летим на Atari Teenage Riot — часовой протест против глобализма, капитализма и популизма. Все дерзко, крикливо и «fuckit, fuckit». С таким музыкальным воплем не поспишь — заканчиваю ночь Andy Stott. Гвардеец медленной электроники на стыке техно и хауса встал перед ноутбуком и затянул зал в зыбучие пески его музыки. Блестящий саунд, но не здесь и сейчас. Поляки опять не танцуют.

Я полностью описал происходящее первого дня, который был перенасыщен музыкой разных континентов, культур и стилей. От дивного джаза (а джаза ли?) до карамелизированного синти-попа. Последующие два дня были примерно на том же уровне: лирически идеальные The Antlers, поддельный Doom, прекрасный Kuedo, точные Kim Gordon (Sonic Youth) и Ikue Mori, ритмичные Battles, дзеновский Fennesz, эпичные Swans и т.д.

Благодаря Off Festival мне удалось словно совершить музыкальное паломничество, которое запоминается если и не на всю жизнь, то на долгие годы. Такие фестивали помогают сложить меломанский пазл в голове, задать ориентиры. А в музыке нет ничего лучше, чем правильные ориентиры и тот уникальный путь, по которому ты, мы, он, она, они проходят.

Off Festival

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 4 комментария
  • Анонимный пользователь 15 октября 2012 г. 22:38
    потрясающе!
  • Анонимный пользователь 12 октября 2012 г. 0:41
    кто все эти группы?
  • Анонимный пользователь 12 октября 2012 г. 10:00
    Если ты задаешь такие вопросы, то проблема, очевидно, в тебе, убогий.
  • Анонимный пользователь 11 октября 2012 г. 16:54
    круто! другая музыкальная вселенная какая-то!