Sigur Rós во сне и наяву

12
Опубликовано 17 февраля 2013 г.
Автор: Сергей Кейн

На этой неделе исландские космические существа Sigur Rós начали новый мировой тур. В честь этого делимся эмоциями от предыдущей главы в жизни группы — на примере запредельного концерта на металлургическом заводе в Кракове в прошлом году.

Параллельная реальность. Бесконечное выступление, похожее на религиозную мессу, с обязательным просветлением в конце. Не просто музыка, а энергия необъяснимых высших сил.


Сентябрь 2012. Еще вчера я переживал эйфорию на концерте Coldplay в Праге, а сегодня меня встречает пасмурный, холодный Краков.

С первого же взгляда ощущается пропасть между культурой Украины и Польши. В музыкальном магазине в пяти минутах от вокзала на стойке «Лидеры продаж» все 10 позиаций занимает классика и нео-классика. Причем на почетных местах поляки Войцех Киляр и Збигнев Прайснер.

Следующая (и конечная) остановка — металлургический завод на окраине города. Именно на этой локации проходит девятидневный фестиваль Sacrum Profanum — что-то вроде нашего «Гогольфеста». Хедлайнеры — Sigur Rós, два выступления за два вечера.

Территория завода — множество корпусов, обнесенных высоким забором. После проверки билетов и сумок у главных ворот, молодежь запаковывают в автобусы и везут минут пять по узкой дорожке через дремучий лес.

Все едут молча, ссутулившись, в наушниках, иногда испуганно поглядывают друг на друга. Фаны пост-рока — они такие. Я всматриваюсь в окно. Четкое ощущение, что этот лес — территория волшебства. Что где-то там впереди — портал в иные измерения. Так и оказалось.

Автобусы останавливаются возле громадного павильона, подсвеченного красным. На входе улыбчивые фотомодели раздают всем бумажные пакеты. В пакетах — никогда не угадаете — сочные зеленые яблоки. Местная контора по продаже яблок — одни из спонсоров фестиваля.

Внутри публику встречают и другие промоутеры от спонсоров — раздают флаеры, пробники, освежители воздуха для автомобилей. Список партнеров фестиваля впечатляет — аэропорт, энергогенерирующая корпорация, городской водоканал, автомобильная компания, машинное масло, турагентство, суши-бар, фитнес-центр, модный бутик, ночной клуб, газированный напиток, банк, театр, отель, сайт по бронированию хостелов, несколько институтов, несколько арт-галерей, яблочный дилер, телеканалы, газеты, порталы, радиостанции... И Министерство Культуры.

Нам так не жить. Казалось бы, соседняя страна, но в Украине компании не готовы спонсировать нишевые, малолюдные, пусть и высококультурные мероприятия.

Людей действительно немного — тысячи две, навскидку. Днем раньше на Sigur Rós было столько же. Я без труда оказываюсь во втором ряду, прямо по центру.

В VIP-ложе присутствует сам Кшиштоф Пендерецки, современный композитор, которым Польша гордится, хотя не всегда его понимает.

На разогреве — Kronos Quartet. Четверо струнников, седых американских психов, которые творят мозговыносящий авангард вот уже 40 (!) лет. Виолончельные диссонансы, скрипы, шумы на грани с шизофренией и какофонией — они отыграли две композиции (одна из них — кавер на Sigur Rós) общей продолжительностью 20 минут, и этого хватило, чтобы встряхнуть мозги публики, завернуть извилины в узел, разрубить этот узел, встряхнуть еще раз и — немаловажно — вернуть все на место. Именно такая взбучка нужна публике, чтобы очистить сознание перед выходом хедлайнеров.

Для Kronos Quartet это особенное событие. Они играют вещи Sigur Rós и вдохновляются ими с 1999 года, но еще ни разу не выступали на одной сцене. Для Sigur Rós в этом вечере тоже есть свой шарм — отец лидера группы работал с металлом и в детстве музыкант часто помогал ему на сталелитейном предприятии.

Спустя полчаса на сцену выходят они. Sigur Rós. Наигрывают на ксилофоне и клавишах тихие, чистые, едва уловимые мелодии, невольно вызывающие в воображении образ предрассветной росы на траве. По сцене рассеяны лампочки, закрепленные на разном расстоянии от пола. Они медленно загораются, затухают, загораются снова. Все это продолжается две минуты, потом все музыканты вдруг меняются местами.

Внезапный, сокрушительный удар по барабану, словно могучий молот Тора. Апокалиптическим громом завод сотрясает стена гитарного шума — такая массивная, что зрителей будто сносит назад. Композиция «Í Gær». Космическое сияние прожекторов подсвечивает силуэты музыкантов сзади. Грудную клетку сдавливает и распирает одновременно. На ближайшие два часа дыхание останавливается.

На сцене больше десяти музыкантов — кроме барабанов, гитар и клавиш, есть еще шеренга скрипачей и духовиков на заднем плане. От этого звук такой безгранично объемный. Группа варьирует эпическое валево и лиричные распевы, каждый раз неизменно проникая внутрь тебя, общаясь напрямую с душой.

По центру сцены — фронтмен, мифическое существо по имени Йонси, в мундире. Он извивается над гитарой, водит по ней смычком, то лаская, то неистово распиливая пополам. Его голос — пение диковинной птицы, фантасмагорический музыкальный инструмент.

На фоне — огромное полотно, на котором проецируются звезды, мерцающие огоньки, вода, дым. В зале нельзя курить и фотографировать. Никто даже не пытается зажечь сигарету. Несколько человек пробуют тайком сделать пару кадров на телефоны, но их тут же предупредительно хлопают по плечу работники фестиваля. Ничто не отвлекает от чудотворства.

Люди боятся вымолвить хоть слово, издать хоть звук. Они повально и единодушно под гипнозом. Они впитывают. Кто-то льет слезы под «Untitled #1 (Vaka)», кто-то покачивается под «Svefn-G-Englar», кто-то блаженно улыбается под «Olsen Olsen».

Даже у такой дивной группы есть свои хиты — «Sæglópur» и «Hoppípolla» публика узнает с первых нот, встречает овациями. На «Hoppípolla» с подсознанием происходит что-то невообразимое — эта торжественная музыкальная процессия буквально вдалбливает в тебя ощущение несказанной радости, света внутри. Всеобщий восторг, самые громкие и дружные аплодисменты за вечер.

Посреди композиции (песнями эти конструкции как-то и не назовешь) «Festival» все инструменты умолкают, а Йонси зависает на особо хрупкой высокой ноте и тянет ее 50 (!) секунд. После этого ни у кого не остается сомнений в его инопланетном происхождении.

«Varúð» из нового альбома — едва ли не величайшее творение Sigur Rós. Священная музыка, под которую распадаешься на миллионы осколков, растворяешься, кажется, раз и навсегда. Чувствуешь себя персонажем восхитительного фильма «Фонтан» Даррена Аронофски, там, в конце, когда обнаруживаешь сокровенную Шибальбу и сливаешься с ней. Абсолютное просветление.

На бис остается три произведения. С пост-роковым размахом, это еще полчаса концерта. На «Glósóli» происходит невозможное: Sigur Rós сбиваются. Какая-то техническая заминка, что-то не звучит. Они начинают один раз, но спустя 20 секунд останавливаются. Начинают заново, но в том же месте Йонси что-то обиженно бубнит, и мелодия прекращается. С третьего раза все зазвучало. Вот оно что. Все-таки они — люди. Но лично я по-прежнему убежден, что где-то на темени у каждого из них скрыт канал, который ловит сигналы высших сил.

Двухчасовой концерт венчает насыщенная «Untitled #8 (Popplagið)». Монументальный финал — все инструменты звучат наперебой, оглушительно, сердито, эмоционально. Йонси месит бедную гитару смычком, пока распотрошенный смычок не разламывается. В экспрессивных вспышках света вокалист с размаха выбрасывает смычок в зал — тот просвистел в полуметре от моей головы, угодив в руки счастливого американского туриста.

Всеобщий выход на поклон, объятия, благодарный гул толпы.

Зрители расходились в состоянии культурного шока. Будто они обрели слишком мощный заряд энергии и просто не понимают, как с ним теперь обращаться. Многие остались сидеть прямо посреди павильона и были вознаграждены — вскоре группа в полном составе вышла к фанам и еще долго раздавала автографы.

Последний альбом Sigur Rós «Valtari» получился размеренным, вязким, обволакивающим. «Лавина в замедленной съемке», как говорилось в рецензии на Open.ua. Таким же был и концерт. Колыбельные из других галактик. Порой даже тяжело определить, во сне это было или наяву.

Свой новый материал, подготовленный к туру-2013, группа называет «анти-Valtari». Обещают больше жести. Значит, пора готовиться к новому паломничеству и ловить их в Европе. Чего и вам желаем.

Sigur Rós в Кракове, 17.09.2012. Сетлист:

1. Í Gær
2. Untitled #1 (Vaka)
3. Untitled #6 (E-bow)
4. Svefn-g-englar
5. Sæglópur
6. Fljótavík
7. Viðrar Vel Til Loftárása
8. Hoppípolla
9. Með Blóðnasir
10. Olsen Olsen
11. Festival
12. Varúð
13. Hafsól

14. Ekki Múkk
15. Glósóli
16. Untitled #8 (Popplagið)

Sigur Ros

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 12 комментариев
  • Лиза 26 февраля 2013 г. 10:01
    Спасибо за отчёт. Просто потрясающе. Я прослезилась:)).

    Буду на их концерте в июле.
  • Игорь Махтиенко   21 февраля 2013 г. 15:31
    Sigur Rós всегда были для меня чем-то необычным, гениями не от мира сего, слушая которых ты понимаешь, что даже если тебе они не нравятся, то это твоё упущение. Это ты не созрел для этой музыки, а не она слишком экспериментальна.
    Но когда появилась возможность поехать на краковский фестиваль Sacrum Profanum, где они выступали два дня хедлайнерами, я серьёзно задумался стоит ли. Я думал, что они не концертная группа. Их нужно слушать в одиночестве, медленно и вдумчиво, всего несколько композиций подряд. О, как я ошибался. Этот концерт был как прикосновение к истине, страшной и неимоверно прекрасной, как полёт с верхних пределов стратосферы вниз, к Земле. А его завершение было сродни обретению тайного знания. Такие концерты переворачивают представление о музыке. Но все эти мысли крутились в голове в обратном автобусе, а по дороге туда была только усталость от всего дня начавшегося в 5 утра и долгой дороги к месту проведения фестиваля.
    Сам концерт проходил в заброшенном цеху, который был переоборудован для фестиваля. Территория завода поистине огромна: после проверки билетов людей загружали партиями в автобусы и везли к месту концерта минут 10. Сам завод напоминал маленький город в городе со своими дорогами, дорожными знаками, железнодорожными путями и прочей инфраструктурой. Было что-то странное в этой поездке, в которой мы встретили несколько украинцев, дядек лет под 40, уже в третий или четвёртый раз ездивших на Sigur Rós. Вообще на концерте было неожиданно много украинцев: до и после разогрева мы часто слышали украинскую и русскую речь, что не могло не радовать. Может быть, в какой-то прекрасный момент эти исландцы посетят и нашу страну, потому что мы готовы встретить их.
    Сам зал был похож на киевский МВЦ с двумя красными неоновыми крестами на весь потолок. Уже при входе ты понимал, что это не будет похоже на другие концерты, что тебя ждёт нечто совершенно новое. Уже тогда на разогреве я начал понимать, что я пропал.
    Kronos Quartet выступали в роли идеального разогрева для Sigur Rós. 20 минут скрипов, повизгиваний, мелодий, которые моментально рассыпаются, оставляя ощущение нервозности и незавершённости, после которых ты понимаешь, что всё происходящее нереально.
    Сама группа выходит на сцену тихо и незаметно, начиная сразу же играть на ксилофоне лёгкую вступление к Í Gær. Оно кажется бесконечным, размягчая тебя, оно становится фоном, ты практически не обращаешь на него внимания, оно стало частью твоей жизни. То, что последует после, будет то, ради чего стоило преодолеть всю бюрократическую волокиту, чтобы оказаться там в тот момент. Благодаря эху бывшего заводского цеха, десятку музыкантов на сцене звук настолько объёмен, что волну звука от первого удара барабанов в Í Gær практически видно. Её можно потрогать руками, она сносит на своём пути всё живое. Так звучит ветер на вершине мира. Нечто похожее будет при исполнении Ný batterí. Я думаю, что под такие звуки создавались планеты. "И создал Господь на 8й день Sigur Rós, и благословил их, потому что это было хорошо". Вообще весь тон концерта задавали барабаны. Тот кристально чистый звук, увеличенный эхом, сносил крышу напрочь. Совершенно безжалостная северная красота. Хотелось, чтоб эта музыка играла на весь мир так громко, чтоб у людей из ушей лилась кровь.

    Что будет дальше невозможно описать, да и почти бессмысленно. От слов космический размах ссохнется до сухих перечислений: минутная пауза в середине Viðrar Vel Til Loftárása, вовремя которой в двухтысячном цеху стояла тишина достойная ледяных просторов Арктики; 50 секундное вытягивание запредельной ноты в Festival; специфическая игра смычком на басу в Hafsól; люди, которые стояли, сидели, лежали на полу в полном оцепенении от происходящего и услышанного; финальное валево в Popplagið, ради которого стоит жить и умереть. Всё это было там и было так, всё это Sigur Rós.
    Я не представляю как надо мыслить, кем надо быть, что надо было сделать, по какой земле ходить и каким воздухом дышать, чтоб написать такую музыку. После такого концерта не хочется ни с кем говорить, потому что каждое слово оскверняет услышанное. Хочется оставить всё при себе, но в то же время хочется донести это знание всему миру. Только вот другого способа, как увидеть их живьём, пока что не существует.
  • Максим Кравец   19 февраля 2013 г. 17:01
    Не являюсь фанатом Сигур Рос, хотя слышал все альбомы (кроме самого первого) и все в той или мной степени нравятся. Но слышаю не очень часто. А вот на концерт сходил бы обязательно. Это то, что надо видеть вживую
  • Muse Head   18 февраля 2013 г. 16:52
    вот суховато как-то написано. когда читал отчет о Колдплей, внутри все аж переворачивалось. в который раз подумал: ну Кейн! как напишет уже! как тут не поверить:)а здесь, такое впечатление, что просто не захотел делиться всем этим в полной мере. от жадности:) в хорошем понимании. но оно и не мудрено.все равно спасибо!:)
  • Саша Романчук   18 февраля 2013 г. 16:31
    І взагалі я бачу тут сам перебуває, але велика подяка автору за супер рецензію та любов до цієї чудесної групи!
  • Саша Романчук   18 февраля 2013 г. 14:53
    Sergey Cane ваша стаття надихнула на це :) можливо разом б це зробили?http://vk.com/sigurroswarsawa2013
  • Саша Романчук   18 февраля 2013 г. 14:54
    друзі ну хто хто хто хоче хоче хоче ???? :)))))))
  • Саша Романчук   18 февраля 2013 г. 13:39
    Sigur Rós в Кракове, 17.09.2013. виправте на 2012 :)
  • Sergey Cane   18 февраля 2013 г. 14:25
    У нас найуважніші читачі. :) Дякуємо, виправили.
  • Anna Dukhnivska   18 февраля 2013 г. 12:11
    спасибо
  • Павел 18 февраля 2013 г. 12:03
    True story. Был там.
  • Ira Matviiuk   18 февраля 2013 г. 0:16
    спасибо! шикарный фон для моего сегодняшнего вечера )) под Varúð обычно теряюсь или проезжаю свои станции в метро ))

Лучшие комментарии
Sigur Rós всегда были для меня чем-то необычным, гениями не от мира сего, слушая которых ты понимаешь, что даже если тебе они не нравятся, то это твоё упущение. Это ты не созрел для этой музыки, а не она слишком экспериментальна. Но когда появилась возможность поехать на краковский фестиваль Sacrum Profanum, где они выступали два дня хедлайнерами, я серьёзно задумался стоит ли. Я думал, что они не концертная группа. Их нужно слушать в одиночестве, медленно и вдумчиво, всего несколько композиций подряд. О, как я ошибался. Этот концерт был как прикосновение к истине, страшной и неимоверно прекрасной, как полёт с верхних пределов стратосферы вниз, к Земле. А его завершение было сродни обретению тайного знания. Такие концерты переворачивают представление о музыке. Но все эти мысли крутились в голове в обратном автобусе, а по дороге туда была только усталость от всего дня начавшегося в 5 утра и долгой дороги к месту проведения фестиваля. Сам концерт проходил в заброшенном цеху, который был переоборудован для фестиваля. Территория завода поистине огромна: после проверки билетов людей загружали партиями в автобусы и везли к месту концерта минут 10. Сам завод напоминал маленький город в городе со своими дорогами, дорожными знаками, железнодорожными путями и прочей инфраструктурой. Было что-то странное в этой поездке, в которой мы встретили несколько украинцев, дядек лет под 40, уже в третий или четвёртый раз ездивших на Sigur Rós. Вообще на концерте было неожиданно много украинцев: до и после разогрева мы часто слышали украинскую и русскую речь, что не могло не радовать. Может быть, в какой-то прекрасный момент эти исландцы посетят и нашу страну, потому что мы готовы встретить их. Сам зал был похож на киевский МВЦ с двумя красными неоновыми крестами на весь потолок. Уже при входе ты понимал, что это не будет похоже на другие концерты, что тебя ждёт нечто совершенно новое. Уже тогда на разогреве я начал понимать, что я пропал. Kronos Quartet выступали в роли идеального разогрева для Sigur Rós. 20 минут скрипов, повизгиваний, мелодий, которые моментально рассыпаются, оставляя ощущение нервозности и незавершённости, после которых ты понимаешь, что всё происходящее нереально. Сама группа выходит на сцену тихо и незаметно, начиная сразу же играть на ксилофоне лёгкую вступление к Í Gær. Оно кажется бесконечным, размягчая тебя, оно становится фоном, ты практически не обращаешь на него внимания, оно стало частью твоей жизни. То, что последует после, будет то, ради чего стоило преодолеть всю бюрократическую волокиту, чтобы оказаться там в тот момент. Благодаря эху бывшего заводского цеха, десятку музыкантов на сцене звук настолько объёмен, что волну звука от первого удара барабанов в Í Gær практически видно. Её можно потрогать руками, она сносит на своём пути всё живое. Так звучит ветер на вершине мира. Нечто похожее будет при исполнении Ný batterí. Я думаю, что под такие звуки создавались планеты. "И создал Господь на 8й день Sigur Rós, и благословил их, потому что это было хорошо". Вообще весь тон концерта задавали барабаны. Тот кристально чистый звук, увеличенный эхом, сносил крышу напрочь. Совершенно безжалостная северная красота. Хотелось, чтоб эта музыка играла на весь мир так громко, чтоб у людей из ушей лилась кровь. Что будет дальше невозможно описать, да и почти бессмысленно. От слов космический размах ссохнется до сухих перечислений: минутная пауза в середине Viðrar Vel Til Loftárása, вовремя которой в двухтысячном цеху стояла тишина достойная ледяных просторов Арктики; 50 секундное вытягивание запредельной ноты в Festival; специфическая игра смычком на басу в Hafsól; люди, которые стояли, сидели, лежали на полу в полном оцепенении от происходящего и услышанного; финальное валево в Popplagið, ради которого стоит жить и умереть. Всё это было там и было так, всё это Sigur Rós. Я не представляю как надо мыслить, кем надо быть, что надо было сделать, по какой земле ходить и каким воздухом дышать, чтоб написать такую музыку. После такого концерта не хочется ни с кем говорить, потому что каждое слово оскверняет услышанное. Хочется оставить всё при себе, но в то же время хочется донести это знание всему миру. Только вот другого способа, как увидеть их живьём, пока что не существует.
18.02.13 0:16
7
спасибо! шикарный фон для моего сегодняшнего вечера )) под Varúð обычно теряюсь или проезжаю свои станции в метро ))
18.02.13 14:25
4
У нас найуважніші читачі. :) Дякуємо, виправили.
18.02.13 12:03
3
Павел
True story. Был там.
18.02.13 12:11
2
спасибо