Гитарные боги: Эрик Клэптон и Марк Нопфлер вживую

3
Опубликовано 18 июля 2013 г.
Автор: Алекс Птица

Продолжение европейских приключений Алекса Птицы. Отчеты о летних концертах Эрика Клэптона в Кельне и Марка Нопфлера в Будапеште. Кто оказался круче?

Немного олд-скула и отцы гитарной музыки на Open.ua.


В путевом листе моего персонального  Magical Musical Tour 2013 (предыдущая часть: Iron Maiden в Берлине), кроме всего прочего, значились концерты двух великих гитаристов Эрика Клэптона и Марка Нопфлера. Поводы для туров — 50-летие творческой деятельности Эрика и новый альбом Марка.

Эрик Клэптон
Кельн,  Lanxess Arena, 15 июня

За несколько дней до отъезда в Кельн на Эрика Клэптона мне пришлось изрядно поволноваться. На официальном сайте появилась информация о том, что у Маэстро сильные боли в спине, он вынужден пройти курс лечения и поэтому отменяются два концерта европейского тура. И хотя в сообщении говорилось, что последующие шоу состоятся по расписанию, все же червячок сомнения не давал покоя, но, к счастью, все обошлось благополучно.

Нынешний тур — юбилейный. Он посвящен 50-летию, как у нас говорится, «творческой деятельности» артиста. И, действительно, в октябре 1963 18-летний музыкант присоединился к группе The Yardbirds, далее последовала работа с «крестным отцом британского блюза» Джоном Мэйоллом в его The Bluesbreakers, первая супергруппа Cream, еще одна суперкоманда Blind Faith, проекты Delanie & Bonnie & Friends, Derek & The Dominoes и, наконец, сольная карьера.

Традиционно на разогрев перед концертами Слоухэнд («Медленная рука», это прозвище Клэптон получил еще в 60-е, есть несколько «легенд» о его происхождении) приглашает своих друзей и коллег. На сей раз действо началось с отличного выступления достаточно именитого британского музыканта Энди Фейруэзера-Лоу и его группы The Lowriders. Те, кто знаком с потрясающей акустической версией «Layla» из знаменитого Eric Clapton Unplugged на MTV, должны помнить второго гитариста. Это и был Энди. Он угостил публику отличным миксом из классических блюзов, рокабилли и поп-рока.

Наконец, пришло время основного шоу. Забитый до отказа 18-тысячный зал Lanxess Arena замер. Корифей вышел на сцену с акустической гитарой, в «красной рубашоночке хорошенький такой» и, можно сказать, «поздоровался» со старыми друзьями, то бишь, публикой,  композицией в кантри-духе «Hello Old Friend» из своего четвертого сольного альбома «No Reason To Cry» (1976).

Вполне естественно, что концерт был построен как своеобразный экскурс в историю, однако без какой-либо хронологической последовательности. Клэптон и его прекрасная команда продемонстрировали свою многогранность и способность погрузиться без остатка в самые разные музыкальные стили.  Зажигательный фанк времен Derek and The Dominos «Tell The Truth» и «Got to Get Better For A Little While», классика блюза — «Drifting Blues, «Little Queen of Spades», «Love in Vain» и, конечно подборка клэптоновских «нетленок» — «I Shot The Sheriff», «Lay Down Sally», «Crossroads», «Wonderful Tonight», «Layla»(в акустической версии) и венчавший основную часть шоу «Cocaine». А бисовка началась со знакомого с детства риффа культовой «кримовской» «Sunshine of Your Love», тут уже эмоции публики достигли апогея.

Впечатления о концерте будут далеко не полными, если не отпустить комплиментов блестящим музыкантам из нынешней тур-команде Эрика. И, справедливости ради, заметим, что Мастер дал возможность высказаться каждому из них. Особенно запомнились потрясающее соло Криса Стейнтона на клавишах в «Little Queen of Spades», проникающие глубоко внутрь звуки педальной стил-гитары Грега Лейша, замечательный вокал Пола Каррака (игравшего, кроме того, на «Хаммонде») в старинном джазовом стандарте «Come Rain or Come Shine» (который Эрик в свое время записал на совместном диске с Би Би Кингом) и финальном номере «High Time We Went» (при исполнении которого к бэнду Клэптона присоединился Фейруэзер-Лоу).

От концерта, кроме всенепременной туровской футболки, у меня остался еще один великолепный сувенир — турбук, в котором перечислены абсолютно все публичные выступления Клэптона за 50 лет. Книжка богато иллюстрирована фотографиями афиш, билетов, обложек альбомов и прочих memorabilia.

Несмотря на мастерство музыкантов и великолепный сетлист, все-таки моя меломанская душа была удовлетворена не до конца. Почему? Ответ на этот вопрос последует после рассказа о концерте другого гитарного бога — Марка Нопфлера, на котором я имел счастье присутствовать точно через неделю после Клэптона.

Марк Нопфлер
Будапешт, Laszlo Papp Arena, 22 июня

После того, как великая группа Dire Straits окончательно «почила в бозе» в 1995-ом, ее основатель, фронтмен и «творческий мотор» Марк Нопфлер не прекращал активной деятельности, занимаясь тем, что нравится ему самому — записывал сольные альбомы, сочинял музыку для кино, принимал участие в различных проектах с другими музыкантами. Выпустив не так давно новый двойной альбом «Privateering», 25 апреля стартовал его масштабный тур по странам Старого Света. Шутка ли сказать — 70 концертов за три с хвостиком месяца.

Моя встреча с искусством замечательного музыканта состоялась в будапештском спортивно-концертном зале имени великого боксера Ласло Паппа, хотя, как по мне, для выступления Марка больше подошла бы небольшая камерная аудитория, такая уж у него музыка. Но, идя навстречу пожеланиям многочисленных фанов, жаждущих услышать любимого исполнителя, менеджмент выбрал для тура большие арены и open-air площадки.

Кстати, Венгрия для Нопфлера — это страна его предков. Отец музыканта, еврей-архитектор бежал из нее перед самой Второй Мировой в Британию, где в 1949-ом и родился Марк. Но давайте вернемся в зал и, не теряя времени на разговоры о разогреве (поскольку его не было), еще раз погрузимся в чарующую атмосферу музыкальных рассказов Марка Нопфлера и насладимся его уникальным «пальцевым» гитарным стилем, как известно, он  не пользуется медиаторами.

Загорается сценический свет и под ритмичные аплодисменты публики Марк с легендарным красным «Стратокастером» и восьмерка его музыкантов, как говорится, «с места в карьер» мощным залпом начинают с композиции «What It Is» из альбома «Shangri-La» (2004). Любопытно, что наибольшее количество песен из сетлиста нашего концерта (пять) были взяты именно из него, хотя, казалось бы, по этому показателю лидером должен был бы стать «титульный» альбом тура — «Privateering».

Зато вторым номером последовала бойкая и ритмичная композиция «Corned Beef City», как раз из «Privateering», в которой явственно прослеживаются «отголоски» эпохи Dire Straits. Ее сменила задумчивая «приблюзованная» «Cleaning My Gun» и, наконец, зазвучала та самая «пиратская» песня «Privateering» (в ее словах даже встречается традиционный клич рыцарей Веселого Роджера «Йо-хо-хо!»), давшая имя альбому и туру. Даже несмотря на новизну этого материала,  припев хором подпевал весь зал.

Инструменталка «Father and Son» (из саундтрека к кинофильму «Cal») и деревенская фолковая зарисовка «Hill’s Farmer Blues» шли без перерыва и в результате получилась эдакая кельтская сюита с проникающим в душу соло Майка МакГолдрика на волынке. Кстати, даже трудно было посчитать, сколько разнообразных инструментов использовали музыканты на протяжении двух часов концерта.

А вот и первое «воспоминание» о Dire Straits. В  руках Нопфлера — легендарная гитара со стальным резонатором и со сцены звучит старая как мир история о Ромео и Джульетте («Romeo and Juliet») из альбома «Making Movies» (1980). Публика, естественно, в восторге и, естественно, просит еще что-нибудь из «Стрэйтс», к примеру культовую «Sultans of Swing», которую команда исполняла в некоторых концертах тура. Но Марк неумолим и следует дальше по намеченному на этот вечер плану, затягивая длинную (несколько скучноватую на диске, но заигравшую новыми красками вживую) песню об американском  боксере, чемпионе мира в тяжелом весе — «Song for Sonny Liston».

Суровую балладу о профессиональных бойцах сменяет прозрачная, как ручей и легкая, как дуновение ветерка, очаровательная музыкальная «виньетка» «Postcards From Paraguay», во время вступления к которой Марк представил свою команду. В композиции «Marbletown» скрипач Джон МакКаскер и басист Гленн Уорф, сорвав бурные овации публики, устроили настоящий музыкальный фейерверк. И, наконец, «Speedway At Nazareth», пропитанная духом американских хайвеев, привела нас к финальной композиции основной части концерта, которой стала эпическая 15-минутная поэма «Telegraph Road» из четвертого альбома «Dire Straits Love Over Gold» (1982).

Бисовку Нопфлер с командой открыли спокойной лирической «Our Shangri-La», а в качестве мощного заключительного аккорда прозвучал еще один незабываемый хит Dire Straits — «So Far Away». К сожалению, на этом все закончилось, но волшебные звуки гитары Нопфлера и его негромкий, но очень выразительный голос звучали у меня в голове еще долго-долго и очень не хотелось выходить из-под власти этой магии.

А теперь пришла пора поделиться некоторыми размышлениями после концертов двух выдающихся представителей мировой гитарной элиты. Безусловно, вклад Эрика Клэптона в музыкальную культуру огромен, я безмерно люблю его творчество, но во время концерта не покидало ощущение, что Эрик настолько уходит в музыку, что даже не замечает публику, которая пришла его слушать, он где-то в заоблачных высотах, на Олимпе, как что ли, как памятник самому себе. А Нопфлер — он вот здесь, рядом с тобой, через музыку делится с тобой своими мыслями, своими переживаниями. И поэтому выступление Марка вызвало у меня намного больший эмоциональный отклик. Может быть, все это еще и потому, что большинство композиций из репертуара Клэптона написаны другими музыкантами, а Нопфлер — автор-исполнитель, современный бард, играет исключительно свои произведения и авторская, искренняя интонация оказывается гораздо важнее чистой технической виртуозности.

В заключение, еще пара слов о сувенирах. Для поклонников Нофплера, побывавших на концертах тура Privateering 2013, заготовлены уникальнейшие «штучки». На специальном сайте markknopfler-live.com можно заказать  флешки, выполненные в виде легендарного красного «Стратокастера», заполненные mp3-шками с записями ВСЕХ концертов тура.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 3 комментария
  • gans israel 19 июля 2013 г. 2:14
    о круто наконец-то появились авторы из старшего поколения!

    Те держать, деда!
  • Frank 18 июля 2013 г. 18:07
    цікаво скільки вартуватиме така подорож?

    заздрю автору)
  • Infinite 19 июля 2013 г. 11:26
    Віззейр до Кьольна десь 1500 грн туди-назад, проживання у хостелі десь 20 євро за ніч, квиток на концерт 30-50 євро. Як дешево потрапити з Кьольна в Будапешт, я не придумав, але можна через Берлін з заїздом на Iron Maiden)

    Ну і візовий збір 35 євро =) плюс щоденні витрати на шось з'їсти і т.д., але це дрібниці.

    Не так і дорого насправді, якщо об'єднувати кілька міст в подорож і не випендрюватися.

Лучшие комментарии
19.07.13 11:26
5
Infinite
Віззейр до Кьольна десь 1500 грн туди-назад, проживання у хостелі десь 20 євро за ніч, квиток на концерт 30-50 євро. Як дешево потрапити з Кьольна в Будапешт, я не придумав, але можна через Берлін з заїздом на Iron Maiden) Ну і візовий збір 35 євро =) плюс щоденні витрати на шось з'їсти і т.д., але це дрібниці. Не так і дорого насправді, якщо об'єднувати кілька міст в подорож і не випендрюватися.
19.07.13 2:14
4
gans israel
о круто наконец-то появились авторы из старшего поколения! Те держать, деда!
18.07.13 18:07
1
Frank
цікаво скільки вартуватиме така подорож? заздрю автору)