Рецензия на альбом группы «Сплин» «Резонанс. Часть 1»

11
Опубликовано 12 марта 2014 г.

Свежий рок-симфонический воздух в песнях группы, которая много лет выглядела очень усталой. Приятный ли это эпизод или начало новой жизни, узнаем после «Резонанса, Часть 2».


Первая порция «Резонанса» — сигнал новой жизни «Сплина».

Закон движения по спирали — одна из убедительных гипотез развития любых событий. Судя по всему, к истории группы «Сплин» это тоже относится. На протяжении нескольких альбомов одна из лучших пост-русско-роковых команд выглядела довольно странно. Навалившаяся усталость, дефицит музыки как таковой, иссякающая красота слога Александра Васильева — эти симптомы отличали пластинки питерцев, пожалуй, начиная с «Новых людей». На смену песням 90-х, похожим на спелые яблоки, пришли песни-сухофрукты.  

Первая порция «Резонанса» — сигнал новой жизни «Сплина». То, что именно на этом альбоме Васильев пришел к мысли записываться со струнным квартетом, явно не случайно. Группа поймала второе дыхание, а следом пришло и понимание свежих форм для его выражения. Со времен «Фонаря под глазом» у «Сплина» не было столько чистого воздуха в песнях. Васильеву словно проветрили голову.

Понятно это не сразу. Первые четыре-пять песен «Резонанса-1» — привычное «сплиновское» месиво из сумбурных строчек и музыкальных узоров разной степени предсказуемости. «Мороз по коже» — единственная песня в этой пространной прелюдии, которая вызывает острые чувства, упомянутые в ее названии.

Но струнные уже прослушиваются. И где-то к концу первой трети, начиная с густой ритм-секции в «Есть кто-нибудь живой?», количество перерастает в качество и начинает прорастать другой «Сплин».

Переливаются разными смыслами простые и филигранные фразы вроде «тот, кто убил, тот и убит» и «тот, кто простил, тот и прощен» («Рай в шалаше»). Наполняется масштабом и наливается соками обычный вроде бы гитарно-барабанный гул, который несколько лет в исполнении «Сплина» рождал разве что головную боль, а теперь — ощущение встречи с полнокровной музыкой.

Песня «Помолчим немного», где скрестились рок-напряжение, тонкий симфонический слой и идиллия духовой секции, — безумная творческая удача.

Даже питерская тема в текстах Васильева, которая к середине нулевых уже вызывала только утомление и зевоту, заиграла новыми красками — почти такими же изящными, как почти двадцать лет назад, когда он пел о Невском проспекте. Словосочетание «этот город», тут и там выплывающее в одной песне за другой, снова звучит с особым трепетом, как не затертые временем любовные признания.

«Подводная песня» — такая. И «Среди зимы», конечно, тоже. Когда он поет о том, как сутулятся прохожие, нет сомнений, что это из наблюдений за петербургскими улицами.

)

Можно долго перебирать детали, пытаясь объяснить, чем симпатичен первый «Резонанс» и почему стоит ждать второй части в этом году. Но будем экономить наше время. Вот песня «Дверной глазок» — лучшее, что записывал «Сплин» со времен «Коллекционера оружия».

)

Широкая палитра интонаций, эффектное ритмическое решение, праздник звука в аранжировке. Выдающаяся глубина текста, который можно прочесть как геополитический триллер, или как наркотический трип, или как конспект апокалипсиса с хэппи-эндом. Много букв — и все по сути. Безумная редкость по нынешним временам.

В плейлист: «Мороз по коже», «Помолчим немного», «Горизонт событий», «Дверной глазок».

Оценка: 7/10.


Напиши свою рецензию на альбом «Сплин» «Резонанс. Часть 1» в разделе Open Critics. Достойные рецензии читателей будут опубликованы на Open.ua.

Сплин

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 11 комментариев
  • АНДРЮХА 7 сентября 2014 г. 10:55
    Да, альбом немного посвежее предыдущих двух унылых релизов, но радикально новым и крутым назать его сложно. Мороз по коже да Всадник нашли во мне отклик ну и Рай в шалаше - что-то необычное, скорее сольное. Конечно, после гениального Раздвоения спад был ожидаем, да вот что-то никак подъема не видно...
  • Maxim Grinkevich   16 июля 2014 г. 9:29
    Альбом скучен и не интересен во всех смыслах. Проходит каким-то фоном, даже не запоминается ничего.
  • Юрий 5 мая 2014 г. 22:02
    меня последние альбомы не цепляют - последние альбомы проходят как-то мимо цели. последнее что нравилось - это Маяк, но это было очень давно. может вторая часть принесет что-то еще интересное.
  • Кирилл 12 апреля 2014 г. 6:50
    А мне нравиться, такие же глубокие текста. А музыка какая... ммм... Класс. +5
  • Олег 25 марта 2014 г. 16:44
    Странно было читать эту рецензию. Как будто человек послушал его первые альбомы и сразу последние... Как будто не было "Альтависты", "Пластмассовой жизни", "Пой мне еще", "Гандбола" и десяток других песен. Я вырос на сплине и я не понимаю ничего про кружева, ни про праздник звука, ни про звучание, я просто понимаю что Сплин меня прет, а рецензии... это так... отголоски субъективного мнения.
  • Роман 16 марта 2014 г. 22:52
    Мироощущение действительно не то, что 10-15 лет назад. Лично мне не нужен драйв, жду от Васильева лирики. Лирики со смыслом. Мелодичности в музыке. Ведь это он может. В "Резонансе" привлёк внимание только "Рай в шалаше". Остальное "мимо цели". Быть может я старею, а Васильев нет. Время покажет...Ждём вторую часть...
  • Сергей 28 июня 2014 г. 19:15
    Согласен. Меня еще "Рай в шалаше" зацепил. Остальное мимо.
  • Елена 14 марта 2014 г. 9:26
    Читала уже несколько рецензий - как положительных, так и отрицательных. Что касается моего ощущения от альбома - так ни одна из рецензий его не отражает ни в какой мере. Очевидно, все это очень уж субъективно, на вкус и цвет... Мне очень нравится. Почему-то все ждут, что Сплин вдруг станет таким же, как в "Гранатовом альбоме", что произведет на нас такое же сильное впечатление... А ведь и мы, те, кто начинал слушать Сплин в юности, уже давно не подростки и многое, и музыку в том числе, воспринимаем иначе, увы, уже не так остро. Да и Васильеву уже не 20 и не 30. Я не о том, что мы стареем, а о естественных изменениях мироощущения. Везде слышно: "Сплин уже не тот, что был..." Так это же хорошо! Короче, альбом принес массу светлых эмоций и необычных ощущений - по крайней мере, лично мне. Спасибо, Александр, ждем второй части.
  • Владимир Павлишин   13 марта 2014 г. 18:10
    я вырос на группе Сплин, и для меня он умер после РХС, потому что это уже был не Сплин, а хуйня!!! хотя может это я вырос, хз.. просто дело в том, что Васильев изжил себя как поэт, а группа как муз. явление (ну реально, пиздец скучные аранжировки), на весь альбом 1-2 песни, остальное зарисовки, так и на этом альбоме, тут даже струнные и духовые не помогут.. понравилась только Ай лав ю!, потому что напомнила "старый" Сплин, и Помолчим немного, потому что текст писал не Васильев.. 2/10... беда..
  • veelh 31 марта 2014 г. 22:45
    Реально хуйня. Неужели кому то из тех кто знает, что такое СПЛИН и слушал то, что было до Альтависты может понравиться это? Простите, но такое чувство, что Сашу кастрировали. Вроде голос тот же, аккорды те же....а это не Сплин
  • Аня Истратова   6 октября 2014 г. 22:09
    Возможно того Сплина и Сплина нынешнего надо воспринимать как разные группы. Я начала слушать его сравнительно недавно (2009) и Сигнал из космоса - мой любимый альбом. И он абсолютно полярен по отношению к Гранатовому альбому к примеру.

Лучшие комментарии
14.03.14 9:26
9
Елена
Читала уже несколько рецензий - как положительных, так и отрицательных. Что касается моего ощущения от альбома - так ни одна из рецензий его не отражает ни в какой мере. Очевидно, все это очень уж субъективно, на вкус и цвет... Мне очень нравится. Почему-то все ждут, что Сплин вдруг станет таким же, как в "Гранатовом альбоме", что произведет на нас такое же сильное впечатление... А ведь и мы, те, кто начинал слушать Сплин в юности, уже давно не подростки и многое, и музыку в том числе, воспринимаем иначе, увы, уже не так остро. Да и Васильеву уже не 20 и не 30. Я не о том, что мы стареем, а о естественных изменениях мироощущения. Везде слышно: "Сплин уже не тот, что был..." Так это же хорошо! Короче, альбом принес массу светлых эмоций и необычных ощущений - по крайней мере, лично мне. Спасибо, Александр, ждем второй части.
25.03.14 16:44
9
Олег
Странно было читать эту рецензию. Как будто человек послушал его первые альбомы и сразу последние... Как будто не было "Альтависты", "Пластмассовой жизни", "Пой мне еще", "Гандбола" и десяток других песен. Я вырос на сплине и я не понимаю ничего про кружева, ни про праздник звука, ни про звучание, я просто понимаю что Сплин меня прет, а рецензии... это так... отголоски субъективного мнения.
я вырос на группе Сплин, и для меня он умер после РХС, потому что это уже был не Сплин, а хуйня!!! хотя может это я вырос, хз.. просто дело в том, что Васильев изжил себя как поэт, а группа как муз. явление (ну реально, пиздец скучные аранжировки), на весь альбом 1-2 песни, остальное зарисовки, так и на этом альбоме, тут даже струнные и духовые не помогут.. понравилась только Ай лав ю!, потому что напомнила "старый" Сплин, и Помолчим немного, потому что текст писал не Васильев.. 2/10... беда..
31.03.14 22:45
4
veelh
Реально хуйня. Неужели кому то из тех кто знает, что такое СПЛИН и слушал то, что было до Альтависты может понравиться это? Простите, но такое чувство, что Сашу кастрировали. Вроде голос тот же, аккорды те же....а это не Сплин
16.03.14 22:52
2
Роман
Мироощущение действительно не то, что 10-15 лет назад. Лично мне не нужен драйв, жду от Васильева лирики. Лирики со смыслом. Мелодичности в музыке. Ведь это он может. В "Резонансе" привлёк внимание только "Рай в шалаше". Остальное "мимо цели". Быть может я старею, а Васильев нет. Время покажет...Ждём вторую часть...