Open People: Леся Патока (Patoka Studio)

3
Опубликовано 7 ноября 2013 г.

Леся Патока — основатель творческой мастерской Patoka Studio. Создает костюмы, бутафорию, декор для групп Pianoбoй, «Ляпис Трубецкой», «Бумбокс» и других музыкантов.

Леся слушает Нину Симон, Эйо и Arctic Monkeys. Когда есть время, ходит на ночи короткометражек и настоятельно рекомендует смотреть фильмы Уэса Андерсона и Тима Бертона. 


Я руководитель творческой мастерской.  Но, в первую очередь чувствую себя художницей по костюмам. Такая работа меня вдохновляет.

У меня нет специализированного образования. Моя мама — учительница, поэтому она упорно настаивала на том, чтобы я получила педагогическое образование. Я поддалась нажиму и уступила ей. Конечно, все это было «не мое». Конечно, я сходила с ума. Но «галочку» для родителей поставила.

За моими плечами — семь лет художественной школы. Это мой костяк — понимание цвета, чувство вкуса, создание эскизов. Все это фундаментально важно для заказчиков — я могу легко набросать рисунок нарядов, быстро все визуально представить. Так уж получилось: я мыслю картинками, а заказчики — прописанными идеями. Поэтому можно создавать целые альбомы, пока они поймут, что именно хотят увидеть.

Когда мне было неполных четырнадцать, я получила идентификационный код на пару лет раньше и могла работать. Первое время разносила газеты по району. У меня был серьезный подход к заработку и не менее серьезная зарплата: тридцать гривен в месяц — это не шутки.

Когда училась в институте, попала в журнал «Телегид». Там из всякого ненужного хлама создавала поделки для одной рубрики. Конечно, я могла быть редактором раздела «Мода». Я даже попробовала им стать, но у меня не очень получилось. Могла, например, в двух абзацах шестнадцать раз употребить слово «ботильоны». Тогда я поняла, что для журналистики потеряна.

После мне предложили руководить съемками для отдела моды в журнале «Hello». Мне нужно было знать 1001 секрет: как вывести запах сигаретного дыма, толерантно объяснять, что не нужно пить кофе и есть макароны с кетчупом в шелковом платье Miu Miu. После всех съемок я поняла, что была для звезд одноразовым человеком. Но это нормально.

Украинские дизайнеры не создают вещи, а наследуют тренды. Они не делают что-то уникально нового. Сейчас появляются люди, которые достойны уважения, но их так мало.

Первые дни в новосозданной студии проходили очень тяжело. Сперва вся команда ютилась у меня в квартире, в отдельной комнате, где все было залито клеем. На тот момент у меня был маленький мопс, который от радости при виде гостей не добегал до своего лотка. Как раз в то время мы создавали ростовые куклы в виде хот-догов и пиццы для одного проекта. И вот представьте: бегающий мопс, застывшие в клее грибочки, колбаска, булки — все это сводило меня с ума.

Мастерить платье из проволочки, украшать его пионами — все это мне дико нравится.

Как-то я познакомилась с режиссером Александром Стеколенко, и мы решили работать вместе в одном проекте. Когда я поняла, что нужно будет создать трон из поролона, замок из картона, я задала себе вопрос: «А у меня есть помещение для такого сумасшествия?». И вот с этого проекта все началось. Это был сильный пинок под зад — мы начали искать место, собирать команду и формировать Patoka Studio.

Сейчас мы находимся на территории военной картографической фабрики. Мы ни в коем случае не заводские дамочки, но мы хорошо сосуществуем вместе.

Люди, которые приходят к нам, знают, что мы им можем предложить. Они не обращаются к нам с идеей создать шифоновые платья, развевающиеся на ветру. Их запросы более фундаментальны.

Когда мы встретились с Дмитрием Шуровым, он мне сказал, что есть пианино, которое нужно оформить вещами, близкими ему. Полностью  доверившись нам, он уехал, и мы взялись за работу. Придумали концепцию, что пианино — это его жизнь, своего рода перевозной дом, с которым музыкант путешествует по всему миру. Увлекшись процессом, мы искромсали пианино полностью, но сделали то, что хотели: вмонтировали всевозможные пластинки в ниши, сделали окошко, которое открывалось и в нем появлялась луна.

Дима не контролировал процесс, не требовал фотоотчета — он просто молчал и это очень пугало. И вот судный день настал. Он приехал, я велела закрыть глаза и подвела его к инструменту. Спустя несколько секунд он молча обошел пианино несколько раз и сказал: «Девочки, это гениально».

Мы создавали наряды для клипа «Ляписов» «Принцесса». Сперва я думала, что они разнесут меня в пух и прах. Кто я для таких легенд, как они? Но все получилось куда лучше. Михалок — крутой мужик. Он всегда очень уважительно относится к людям.

Сергей будет работать в кадре столько, сколько нужно, и никогда не скажет, что ему холодно или что он хочет выпить горячий чай с лимоном. У него стальная внутренняя дисциплина и такие мышцы, что и двадцатилетний позавидует, уж поверьте мне.

Когда я смотрю на «Ляписов» понимаю, что «чем больше сошка, тем меньше понтов». Чем весомее звезда, тем менее она капризна. «Ляпис Трубецкой» — это уникальный случай. С ними можно пройти огонь, воду и медные трубы.

Идеальный клиент — тот, который высказывает свои пожелания, а после добавляет: «а остальное я доверяю вам».

Самый необычный материал, с которым довелось работать? Быстро застывающий бинт-гипс. Это такая вещь, которую опускаешь в кипяток, она размякает и у тебя есть всего три минуты, чтобы слепить из нее задуманное. Скорость работы просто зашкаливает. Но в итоге ты можешь сделать любую форму, о которой только мечтаешь.

Как рождается идея? Сначала мы мониторим интернет, клипы. У всей команды совершенно разные взгляды, но это так круто. Потому что в конце концов мы собираем все наработанные идеи воедино, после чего у нас получается нечто красивое и новое.

Мой плейлист — самый депрессивный в мире. Я всегда слушаю очень спокойную музыку. Люблю отключать голову и просто «уходить» в мелодию.

Вообще, слушаю сборную солянку: начиная от утренних Arctic Monkeys и заканчивая вечерним джазом в исполнении Эйо и Нины Симон.

На живых концертах бываю, но чаще всего прихожу на них под ультиматумом своих клиентов, друзей. Последний раз была на презентации альбома группы The Maneken. Мы тогда делали для Жени Филатова шапку в виде головы оленя. Еще была на выступлении Dakh Daughters в «Малой опере».

Уэс Андерсон — любимый режиссер. Смотрите «Королевство полной луны», «Семейка Тененбаум». Помню, как Гвинет Пэлтроу ходила в безумных шубах с деревянным пальцем и завораживающе красиво курила в кадре.

Александр Стеколенко заставляет смотреть винтажные фильмы: работы Феллини, Антониони. Но вот в чем проблема: чтобы полностью проникнуться такими картинами, нужно все бросить, сесть и внимать. А я не часто могу себе это позволить.

Когда мы работаем в студии, часто включаем «Симпсонов» или легкую американскую комедию для атмосферы. Иногда хожу на ночи короткометражек. Очень люблю такое кино.

Смотрите Тима Бертона — он крут тем, что снимает сказки. Надеюсь, что когда-нибудь мы с ним познакомимся. Пока же будем реалистами.

У меня был период в жизни, когда я читала молодых украинских авторов: Сняданко, Дереш, Роздобудько, Карпа. Вообще мне нравится читать книги на украинском. Я бы и говорила на родном языке, но пока получается не идеально.

Последнюю книгу, которую я прочла и настоятельно советую всем — «GQ. Словарь мужского стиля». Там необъятное количество бесценной информации. Например, рассказы о трехсот вариациях завязывания галстука или многочисленные повести о плаще-макинтоше, как непромокаемой одежде военных. Все это жутко увлекательно. Особенно рекомендую прочесть книгу девушкам для того, чтобы уметь красиво одевать своих мужчин.

Я очень хочу попасть в Амстердам. Не могу дождаться, когда погружусь в атмосферу этого города. Так круто — сесть на велик и поехать путешествовать по городу. Хочу заметить, что на велосипеде кататься я не умею, но ради Голландии готова освоить этот вид транспорта.

В этом году побывала в Барселоне. Я была в шоке — там очень красиво. У них есть классное предложение: при покупке билетов для шести музеев вы получаете скидку. Таким образом, и деньги можно сэкономить, и в музеи попасть.

Сейчас хочу успеть слетать в непротоптанные места до момента туристического нашествия.

Львов — моя любовь. Приезжаешь в совсем другую Украину. Вкусный кофе, еда, чистые улицы, любезные люди — все это очень вдохновляет.

О, у меня наполеоновские планы. Кроме того, чтобы завоевать мир, хочу, чтобы студия разрослась. Есть мечта создать прекрасный костюмерный цех, чтобы каждый желающий смог прийти и найти одежду для любой цели: съемка клипа, вечеринка или любое другое мероприятие. Хочу сделать маленький Голливуд в Киеве.

Моя близкая знакомая говорит, что нужно целиться в звезды, чтобы попасть в Луну. Надеюсь, у меня все получится.

Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 3 комментария
  • Евгений Дольник 9 ноября 2013 г. 19:59
    лично мне приятно читать статьи этой рубрики. такие люди вдохновляют своими делами.
  • pumpum 7 ноября 2013 г. 22:00
    Куда не плюнь - все мЫтцИ
  • mitec 7 ноября 2013 г. 22:42
    Хаха, стопудово)

Лучшие комментарии
07.11.13 22:00
14
pumpum
Куда не плюнь - все мЫтцИ
09.11.13 19:59
7
Евгений Дольник
лично мне приятно читать статьи этой рубрики. такие люди вдохновляют своими делами.
07.11.13 22:42
4
mitec
Хаха, стопудово)