Open People: Глеб Гусев

Опубликовано 29 мая 2015 г.

Глеб Гусев — бывший заместитель главного редактора закрывшегося журнала Esquire Украина, журналист, редактор — о работе мечты, украинской журналистике, принципах агенства Reuters, закрытии журнала Esquire, а также о любимых фильмах, которые нужно смотреть во время тоски и уныния, музыке «черных» и Нью-Йорке. 


Хороший журналист — это всегда хороший психолог.

Я пока не знаю, кто я, но могу придумать. Например — международный человек-разгадка — хотя это больше характеристика Леши Тарасова (бывший главный редактор украинского Esquire — прим. ред.), нежели меня.

До журналистики я учился на физико-техническом факультете КПИ. Я очень быстро понял, что ученый из меня будет ленивый и глупый. А так, как науке не нужен еще один плохой ученый, пускай лучше у журналистики будет еще один бестолковый журналист.

Журналистика — моя давняя страсть. Я печатался в издании о компьютерных играх еще когда учился в десятом классе и очень гордился этим.

Журналистам нужна наглость и умение быть в каждой бочке затычкой. Хороший журналист — это всегда хороший психолог. Он не должен никого бояться, обязан лезть к людям, которые не хотят его видеть и заставлять их сказать то, о чем они не хотят говорить. В нем должно быть какое-то живое бесстыдство.

Журналистам нужна наглость и умение быть в каждой бочке затычкой. В нем должно быть какое-то живое бесстыдство.

Мои большие журналистские удачи — это преодоление смущения, стыдливости и слов «да на кой черт это нужно?». В такие моменты я обычно лезу с диктофоном на рожон и добиваюсь интервью. Так, я хотел поговорить с Леннартом Дальгреном — бывшим главным директором IKEA в России. Я получил три разных отказа со словами: «Вы знаете, он ни с кем не хочет общаться». Но все же нашел его бизнес-партнера в Швеции и попросил связать меня с Леннартом. В итоге я добился своего и провел интервью исключительно благодаря своей настойчивости.

Когда Леша Тарасов стал главным редактором журнала Esquire, ему на почту сыпались резюме со скоростью одного письма в секунду. Так вот одно письмо, из этого потока, было моим. Леша заметил мое резюме и попросил написать десять тем для журнала. Я написал, темы понравились и меня пригласили работать.  

На дебютный номер Esquire я смотрю с легким ужасом, конечно. Нет, за него не стыдно. Просто первый номер и последний отличаются разительно — в основном в том, как они выглядят.

Журнал Esquire — это такая маленькая шлюпочка, которую «Титаник» сбросил за борт. И вот там, за бортом, ее затерло между корпусом корабля и айсбергом.

Журнал Esquire — это такая маленькая шлюпочка, которую «Титаник» сбросил за борт. И вот там, за бортом, ее затерло между корпусом корабля и айсбергом.

Почему украинский Esquire закрылся? Рассказываю. У Esquire был лицензиат — Hurst International и было издательство — Sanoma Украина, которое входило в огромный международный холдинг. И вот три года назад, когда Виктор Янукович был президентом и в стране не пахло войной-Крымом-сепаратизмом-Майданом, данный холдинг затеял реструктуризацию и решил распродать журналы местным издательствам. Такие сделки всегда имеют длительный характер — компания долго пишет свои контракты, потом читает и согласовывает в течении трех лет. Как раз в это время Украину захватила война и экономический крах. Когда пришло время подписывать контракты, никто не мог понять, кому вообще нужен журнал Esquire? Если бы Украина была более благополучной страной, журнал бы так же благополучно продолжил бы свое существование. Я в этом уверен.

О том, убыточный или безубыточный журнал знают два человека — генеральный и финансовый директор. Только они могут ответить на ваш вопрос — мы же можем только догадываться.

В Украине произошла настоящая экономическая катастрофа и то, что Esquire не выжил после нее — для меня неудивительно. Я был бы очень изумлен, если бы журнал продолжил существование. Удивительно, что вообще хоть что-то стало развиваться. Это ведь как сбросить ядерную бомбу на страну — сгорает все.

В Украине произошла настоящая экономическая катастрофа и то, что Esquire не выжил после нее — для меня неудивительно.

Быть журналистом, достойным уважения, одновременно сложно и просто. Достаточно чувствовать себя храбрым и соблюдать, как молитву, принципы агентства Reuters. Так, к примеру, журналисту нельзя брать деньги и публиковать «джинсу», перевирать цитаты, не допускать конфликт интересов в материале и так далее.  На самом деле — быть хорошим журналистом — просто, если соблюдать важные правила этической гигиены.

Для меня журналист, достойный уважение — это Катя Сергацкова. Я прямо восхищаюсь ею. Когда началась война, она купила бронежилет и поехала в гущу событий. Через какое-то время я спросил у нее, почему она приняла решение ехать туда, где война, а Катя просто не могла понять, а почему нет? Для нее — это естественно. И это идеальное отношение к своей работе.

Сегодня украинская журналистика изобретает себя заново. Начиная от замечательных ребят, которые поднимают буквально из пыли такие проекты, как «Платформа», и заканчивая Bird in Flight.

С журналистами в Украине все в порядке. У нас есть куча ребят, которым просто не хватает хороших издателей. Всегда хочется, чтобы с небес спустились какие-то боги и научили, как правильно жить и работать. Но это все тщетные мечты.

Быть журналистом, достойным уважения, одновременно сложно и просто. Достаточно чувствовать себя храбрым и соблюдать, как молитву, принципы агентства Reuters.

То, что мы с Лешей Тарасовым переписывали тексты журналистов для Esquire — это предмет большой обиды всех на нас. Изо дня в день мы слышали одно и то же: «Я ведь так старался, вложил душу, за полчаса словил вдохновение и набарабанил восемь страниц гениального потока сознания! Там ведь представлены лучшие традиции дадаизма, которые не оценили, сократили, да еще и переписали». Ну простите, просто у нас с Лешей были свои представления о прекрасном. Да, мы не академики, но мы очень много читаем западную прессу. И вот, после прочтения трехсот статей журнала The New Yorker, ты впитываешь совершенный стиль, как образец журналисткой работы, и хочешь, чтобы в твоем издании все было также качественно сделано.

В американской конституции написано, что каждый человек имеет право на преследование счастья. Важно отметить, что этот документ писался в не самое простое время — и вот это круто. Сегодня в Украине достаточно много людей испытывают угрызение совести за то, что они чувствуют себя счастливыми во время войны. Но это неправильно. Даже Анна Франк была счастливой, когда находилась в заключении. Нет ничего плохого в том, чтобы писать стихи после Освенцима. Хотя, казалось бы, как можно что-то творить после того, как людей сжигали в печах? А вот так. Нужно быть счастливым, нужно жить дальше.

Сегодня я переключился на музыку «черных», а вот музыка «белых» меня не прет. Слушаю все, начиная от Билли Холидей и закачивая Грегори Портером. Также с удовольствием включаю очень попрыгучих и удивительных чуваков-рэперов 90-х годов.

Очень нравятся: Вик Менса, A Tribe Called Quest и J. Cole.

Сегодня украинская журналистика изобретает себя заново. Начиная от ребят, которые поднимают такие проекты, как «Платформа» и заканчивая Bird in Flight.

В этом году было всего два фильма, которые я запомнил — это «Бёрдмэн» и «Ex Machina».

Вообще я люблю кинокартины Дэвида Финчера, Дени Вильнева и Билли Уайлдера.

Также у меня есть фильмы, которые я пересматриваю в минуты тоски и уныния. «Когда Гарри встретил Салли», 1989 года, по сценарию Норы Эфрон. «Чунциньский экспресс», 1994 года, режиссер Вонг Карвай. Билли Уайлдер — все подряд: «Зуд седьмого года», «Раз, два, три» и «Любовь после полудня». «Злые и красивые», 1952 года, режиссер Винсент Минелли. «Звездная пыль», 2007 года, по книжке Нила Геймана. «Полночь в Париже» Вуди Аллена, а также сериал «Друзья» с любой серии любого сезона.

Периодически читаю рассказы Сергея Довлатова и его повесть «Иностранка».

Очень тронули американские писатели — Эрнест Хемингуэй, Джером Д. Сэлинджер, Френсис Фитцджеральд, Вирджиния Вулф — всех советую читать.

Я давно влюбился в том, что называется «великим американским романом» и эта любовь живет во мне до сих пор. Поэтому мне очень понравилась книга «Ночь — мой дом» Дэнниса Лихэйна, которая имеет полное право рискнуть на звание нового «великого американского романа».

С журналистами в Украине все в порядке. У нас есть куча ребят, которым просто не хватает хороших издателей.

Нью-Йорк — это город, который вмещает в себя все города. Можно не путешествовать по планете, а просто побывать в Нью-Йорке и найти все, что угодно.

Я там нашел воплощение моих фантазий и волшебных сказок, которые рассказывал мне американский кинематограф. Я ощущал себя на облаке каждый раз, когда проходил по Верхнему Истсайду, потому что уже видел его в фильмах «Когда Гарри встретил Салли» или в картинах Стэнли Кубрика. Я долго не мог поверить своим глазам и понять, что декорации оказались настоящими.

Очень хотелось бы побывать в Гонконге. Мне кажется, что нет ничего лучше на свете, чем большие города и мегаполисы.

 Я хочу придержать свои планы при себе, можно?

Катерина Гриценко
Фото: Дмитрий Куницкий

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 0 комментариев