Рецензия на фильм «Элизиум»

Опубликовано 9 августа 2013 г.

Режиссер Нилл Бломкамп («Район №9») – все еще визионер и исполнитель с блестящей техникой. Вот только похож он на Маяковского периода пролетарской сознательности: блестящая форма соседствует с весьма убогим содержанием.

Open Critics. Наши читатели в роли критиков

Мир, в котором мы живем
На Зар

Известный по «Району №9» режиссер и сценарист Нил Бломкамп, в новой картине «Элизиум» с Мэттом Дэймоном, Джоди Фостер, Алисой Брага и Шарлто Копли в главных ролях, снова погружает нас в мир… Собственно, в тот самый мир который мы видим вокруг себя: по телевизору, в новостных лентах Интернета и на страницах глянцевых журналов.

Каков этот мир?

Всего лишь сотни и тысячи избранных наслаждаются марочными винами и устрицами около бассейнов на окруженных зеленью виллах, в достатке и под охраной, в изолированном глянцевом мире. В то время как десятки и сотни миллионов людей живут в лачугах из шифера, в грязи, в перенаселенных криминальных пригородах, дышат воздухом отравленным заводами, устроится на которые — счастье. Счастье — иметь хоть какую-то работу и за неё нужно держаться, идя на нарушение техники безопасности, боясь рассердить босса.

А ещё — у избранных невероятно развитая медицина, возможности которой делают человека практически бессмертным. О предпосылках к открытию таких широких горизонтов мы время от времени читаем в Интернете под заголовком «Ученые создали… что позволит в будущем… ».

Ну а для миллионов нищих — роботизированные силы правопорядка, видели ведь в Интернете японские разработки — роботов Асимо? Вот они самые — только с оружием и не такие приветливые.

Режиссер лишь немного отодвигает время действия в будущее, развивает технические идеи (совсем чуть-чуть, ведь прототипы подобного киношному оружия, экзоскелетов, воздушного транспорта — уже чуть ли не на испытаниях в армии США) и заглядывает в перспективы современного общества — с его проблемами социального расслоения, перенаселения, падения уровня жизни, нелегальной миграции и смешения культур.

И что тут научно-фантастического?

Ах да, изолированный рай для избранных находится на околоземной орбите, вот, пожалуй, и все. Хотя космический туризм уже сегодня дело обычное.

Сюжет. Простой парень, простая девушка — друзья детства. Жизнь треплет обоих, они встречаются уже взрослыми, у него — судимости, условный срок и работа как шаткий мостик к призрачным перспективам. Она — медсестра, как и мечтала, но и в её жизни все сложно.

А дальше тот самый случай с нарушением техники безопасности на работе, и вот уже единственный шанс героя Мэтта Дэймона на будущее — попасть к тем самым избранным. И там же, на Элизиуме — спасение для героини Алисы Браги. А дальше — немного подковерных игр власть имущих в высшем обществе, немного криминала в обществе обычном. Наёмник (и вновь замечательная актерская игра Шарлто Копли), друг героя, большая шишка… Фильм с таким сюжетом легко мог бы быть вестерном или криминальной драмой.

Но помним, что Нил Бломкамп — это тот автор, который реалистично и обыденно показал нам инопланетных гуманоидов, копающихся в помойках и бомжующих на окраинах Йоханессбурга. Так что и сейчас все в первую очередь — реалистично. Сюжет при кажущейся простоте — увлекателен, герои — человечны и разнообразны, а их поступки (а значит и сюжетные ходы) — вполне мотивированы. Режиссер не лишен чувства меры, благодаря чему зритель лишен калейдоскопа взрывов-погонь-драк, сдобренных миллисекундным монтажом и дрожащей камеры. Кстати, для многих киноманов это действительно может быть разочарованием. А для тех, кто знает «Район №9» — разочарованием может быть немалое самоповторение режиссером визуального ряда. Хотя в визуальном ряде «Элизиума» будет место и для меча-катаны и даже для лепестков сакуры.

Музыка в фильме дополняет происходящее на экране, звучание урбанистичное, современное и мультикультурное, некий репованый даб-степ. Немного юмора, даже скорее иронии, служит не для того чтобы разрядить обстановку, а для того что бы лучше показать человечность персонажей.

«Элизиум», из-за того самого чувства меры и незамыленности киновзгляда автора, получился не экшеном или блокбастерром. Получился фильм, смотреть который легко, приятно для глаза искушенного и технически подкованного зрителя, и действительно интересно благодаря его сбалансированности. При этом нет ни эпичности, ни пафоса.

Промахи и сюжетные провалы в фильме практически сведены к нулю, даже искушенный и внимательный зритель не воскликнет «оппа, нестыковочка!». Есть, разве что, один киношаблон — решительно все герои, смотря на поток строк и цифр на мониторе при загрузе данных, безошибочно определяют — что это определенно очень ценная информация, а не список адресов из почтового сервера в неправильной кодировке).

Не стоит его смотреть тем, для кого образцом научной фантастики являются «Трансформеры», и тем, кто пришел убить почти два часа за просмотром фейерверка спецэффектов.

Стоит его смотреть тем, кому запомнились «Дитя человеческое» и даже «Город Бога». Или же более старый «Джонни-мнемоник». Ну и, конечно же, не разочаруются те самые, кто оценил «Район №9» и с нетерпением ждал новый фильм. Нил Бломкамп вновь предложил нам задуматься о социальных проблемах и перспективах посредством обычной истории, в незаурядных декорациях, которая вполне могла бы быть вестерном.

Написать комментарий

Редактировать комментарий

Ответить на комментарий

Показано 0 комментариев