Так странно и отчаянно: отчет о концерте Земфиры в Киеве

Опубликовано 12 апреля 2013 г.
Автор: Сергей Кейн

Один из любимых концертных городов певицы на этот раз оказался сложным, томным. Земфира и Киев предвкушали встречу друг с другом, но почти весь вечер будто ждали, кто же сделает первый шаг.

Из приятных сюрпризов — Дмитрий Шуров на бисах и дуэт Земфиры и Святослава Вакарчука с песней «битлов».

Open Critics. Наши читатели в роли критиков

«Жить в твоей голове», или Земфира, которая вечно живет в сердцах
Alinka Virstyuk
Примечание от редакции Open.ua: Alinka Virstyuk получает специальное поощрение от пивного бренда Stare Misto — билетный сертификат (детали — в личных сообщениях). Такие призы получили авторы первых 50 публикаций в разделе Open People. Много белых роз, долгое ожидание и награда — счастье, длительностью в 28 песен, от которых табуны мурашек по коже, слезы в горле и на глазах. Ее абсолютно своя атмосфера, атмосфера, от которой сносит крышу, от которой хочется жить. И у нее прекрасно получается. Жить не только в наших головах, но и в сердцах. Ее либо любишь, либо нет. Но не слушать ее невозможно — тут все как в ее песне — «без шансов, без вариантов». Концерта Земфиры фанаты ждали несколько месяцев. Киевский Дворец Спорта был заполнен полностью, ведь билеты раскупили почти сразу после выхода нового альбома. И, стоит отметить, Земфира полностью оправдала ожидания своих фанатов. Много фанатов пришли в ДС в последний момент и возникла тянучка возле входа. Поэтому концерт задержали на час, но публику это только разогрело, ведь выхода исполнительницы ждали все больше и больше. В зале тем временем звучал разогревающий электронный бит диджея. Впоследствии на сцену вышел Андрей Матвеев, концертный менеджер Земфиры, и попросил извинение за задержку. И вот наконец все началось. Многие говорили, что киевский Дворец Спорта давно такого не видел. Безумный восторг от огней, шоу, интенсивного и разнообразного сценического света — вот первая реакция зала на выход Земфиры с песней «Без шансов». Художественным оформлением занимался Бертил Марк, который после сотрудничества с исполнительницей улетел в Германию заниматься другими проектами, но она уговорила его сделать исключение для Киева. Звук был на высоте — наверное, максимум, что можно было выжать. Действующий звукорежиссер Земфиры — Майкл Бауэр, мастер с 25-летним опытом. С уверенностью можно сказать, что Земфира собрала лучшую техническую команду (в концерте были задействованы 50 человек персонала, а технику везли 5 огромных фур). С публикой певица общалась мало. Только иногда делилась несколькими словами. Стоит вспомнить ее замечание о том, что «Одесса вдвое меньше и вдвое громче». Мол, в Одессе и фанаты преданнее и встречали громче. Трудно сказать, чем это можно объяснить. Возможно, наиболее преданные фаны уже оторвались в Одессе, а в Киеве получился концерт для всех, где было много людей, которые творчеством Земфиры не очень интересуются. После нескольких песен она сказала: «Я тут подумала, что Киев и Одесса — как Москва и Питер. Питер концерты делает сам, а в Москве надо работать. Здесь тоже самое. Хорошо, мы готовы». И, надо признаться, работала группа на славу. Требовать большего было бы неправильно и несправедливо. Земфира отдавала себя всю, энергетика была невероятная, ее искренность и неподкупность впечатляли. Она была честной со слушателями. А чего еще хотеть от человека, который сам пишет песни, вкладывает в них всего себя и хочет донести до остальных. Нестранно, что, возможно, в некоторые моменты ей хотелось больше внимания, больше драйва, получить от зала столько же, сколько сама ему дарила. А зал же часто, вместо того, чтобы показать себя и свои эмоции, тратил время на то, чтобы снимать певицу на свои телефоны. Сначала Земфира пропела все песни со своего нового альбома «Жить в твоей голове», а потом взялась за старые хиты. И хотя благодаря новым аранжировкам они звучали по-новому, зал сразу заводился, когда слышал новые знакомые аккорды. Песню «Жить в твоей голове» из одноименного альбома Земфира посвятила группе «Океан Эльзы», сказав перед этим: «Следующую песню я посвящу своим друзьям. У меня не так много друзей. Особенно среди коллег. “Океан Eльзи”, это вам!» Новые овации взлетели. Когда фанаты услышали «и слушали “Океан Eльзи”» вместо обычных слов в этой песне. Невероятный драйв и безумная энергетика ощущалась во время исполнения песен «Хочешь» и «Аривидерчи». «Киев, вы же такие музыкальные» — говорит Земфира и зал поет песни вместо нее. Момент абсолютного счастья и взаимопонимания между артистом и залом. Вот она, отдача, в словах, изученных от А до Я, и пропетых, хоть не всегда в ноты, но от всей души. Земфира трижды выходила на бис. И хоть ждали ее долго, и выходы эти были нескорыми, затяжными, совсем в стиле певицы, ожидания и громкие возгласы «На бис!» были вознаграждены. На третий бис осталось всего несколько сотен людей. И тут вышел тот самый друг Земфиры — Святослав Вакарчук. Они поют Битловскую «Let it be», подсматривают слова с iPhone исполнительницы, забывают эти же слова, и все видят теплые дружеские объятия. А последняя песня «Не стреляйте» с ее побуждением «Не молчите, в этой рыхлой тишине я погибну» приобретает особый смысл. Самое худшее для артиста — когда нет отдачи, когда отдаешь себя всего, а в ответ не получаешь желаемого. Был драйв, была энергетика, было много белых роз, которые перед концертом горами появлялись в метро, были три выступления на бис, хотя не все дотянули не то, что до последнего, но и до предпоследнего. Остались самые верные, те, которые, последовав словам Земфиры, никогда не замолчат.

Читать полностью...

Всплеск эмоций и субъективизм толпы
Olya Stage-Director
Примечание от редакции Open.ua: Ставничая Ольга получает специальное поощрение от пивного бренда Stare Misto — билетный сертификат (детали — в личных сообщениях). Такие призы получили авторы первых 50 публикаций в разделе Open People. Событие, которого так ждали. И так холодно приняли. Не смотря на то, что Киев — это все же мегаполис и культурная столица Украины, украинские слушатели Земфиры подтягивались на концерт совсем неохотно. В шесть часов вечера зал полностью редел, и как ни странно первая фан-зона была заполнена лишь отчасти: ближе к сцене. Сидящие на трибуне скучно клацали мобильниками, а некоторые сидели с закрытыми глазами, подперев руками голову. Ближе к семи вечера слушателей стало не намного больше, да и сложилось впечатление, что некогда пунктуальные жители многомиллионника не чувствовали времени. Киев, понятное дело, не Москва, однако проявлять уважение к музыканту, концерт которого назначен на 19:00, следовало бы. Около семи на сцену вышел молодой человек и подошел к пульту — это был разогрев концерта. Странное, не совсем понятное и резко вырывающееся из колонок звучание — это полбеды. Однако, оно было не совсем уместно в этом контексте, ибо не поддерживало атмосферу будущего музыкального действия, и никак не подготавливало публику к непосредственно выходу Земфиры, а напротив — немного сбивало и приводило в ступор. У большинства поклонников певицы подтанцовывать не было желания, и зал томился в ожидании, изредка зовя певицу выкрикиваниями «Земфира!». Скудность этого действия дополняло и постоянное движение толпы: кто заходил, а кто выходил. Безалаберность псевдо преданных почитателей проявилась и в том, что зал начал полностью заполняться толпой именно ближе к восьми, то есть на час позже, нежели было положено. Если учитывать тот факт, что перерывы Земфиры между концертами очень коротки, можно было бы проявить почтение и прийти намного раньше, ведь певица не так часто приезжает в Киев. Многие зрители пришли на концерт в последний момент, из-за чего на входе образовалась очередь, и было не совсем органично созерцать полупустой зал, и мерно продвигающуюся в него толпу. Также было весьма странным, когда к микрофону на удивление скопившейся публики подошел концертный менеджер певицы и извинился за задержку концерта, однако вины ни у музыкантов, ни у иных работников совершенно не было — это публика подоспела не вовремя. Когда зал более-менее наполнился, вышла Земфира. Очаровательная, немного грустная, но все же со светлотой и неимоверной силой, которая так и выпячивалась наружу и чувствовалась за несколько метров даже в отдаленных от сцены трибунах. Реакция зала была не весьма понятной — некоторые благоговейно наблюдали за певицей и аплодировали, иные же недвижно глазели на сцену, не выражая совершенно никаких эмоций. «Добрый вечер, Киев» и понеслась буря мощнейшей силы, музыкальной экспрессии вперемешку с громким звучанием знакомых аккордов давно заученной преданными фанатами певицы песни «Без шансов». Отчасти зал был в ступоре, лишь изредка в первой фан-зоне прослеживалась совершенно отчетливая экзальтация слушателей певицы, концертная трибуна с разных сторон застыла в оцепенении. После первой песни пронеслась волна аплодисментов, однако не таких, которых бы стоило ожидать. Вывод — не зря Земфира не так часто посещает Киев, ведь между певицей и украинской столицей какая-то непонятная, незримая преграда, подчас даже барьер… Невидимый, но существующий. После «Без шансов» и «Денег», к которым слушатели уже давно привыкли, понеслись совершенно новые песни, с иным звучанием. Быть может, в этом и есть оправдание безучастности слушателей, которые в первой части концерта оказались всего лишь зрителями, а не слушателями выступления певицы. Остается открытым еще один вопрос. Если билеты были распроданы за несколько дней, где же тогда преданные поклонники или, по крайней мере, истинные почитатели музыкального феномена таланта этой певицы, популярность которой держится уже более пятнадцати лет? Следует взять во внимание и то, что концерт проводится в украинской столице. Следовательно, какой бы маленькой ни была Украина, а поклонники творчества певицы собираются именно в центральной точке страны. Говоря несколько примитивным языком — где же тогда эмоции? Как мне кажется, публика еще не успела привыкнуть и адаптироваться к немного иной ритмике песен нового альбома певицы, именно поэтому первая часть концерта прошла так безучастно в контакте «исполнитель — слушатели» со стороны зала. Не удивительным было и сравнение Земфиры Киева и Одессы с Москвой и Питером, ведь, по словам певицы, «Питер делает концерты сам, а в Москве нужно работать». Так же и в Украине, ибо одесситы здорово оторвались на концерте, а выступление в Киеве хотя и было на высоком уровне, однако внутренняя замкнутость слушателей все же не оправдали, по-видимому, ожиданий певицы. Не спела Земфира и «Спасибо», хотя и эта песня понятное дело не входила в сетлист тура, но как бы она и не хотела — подлинную благодарность выразить стало трудно. Все же хочется сказать Земфире «спасибо» за самоотверженность и подлинную самоотдачу, и «прости» за несколько холодный прием в Киеве. «Похоронила» — очень сильный всплеск эмоций, и я оправдываю зал за то, что он оставался минимально сопричастным к этой песне, ибо она сугубо интимная, индивидуальная. Лишь внутреннее сожаление и грусть проявлялись в душе людей, и это, следует отметить, хорошо чувствовалось. Эта песня носит в себе личностный характер — трагедию сугубо личную, Земфирину, и слушатели не переступали эту грань, что было в этом контексте хорошим тоном. «Кувырок» и «Жить в твоей голове», которую певица посвятила своим товарищам и коллегам по музыкальной деятельности — «Океану Ельзи», звучали непринужденно и неимоверно легко. Лишь на этих песнях зал заметно «проснулся» и включился в происходящее действие, уже более тепло поддерживая самоотверженных музыкантов. Заметная смена всей господствующей атмосферы резко и экспрессивно сменилась на драйвовой песне «В метро». По-видимому, зал пошатнулся инстинктивно, именно из-за давно заученной песни с ассоциативным рядом звучания любимых аккордов. Повторяясь, все же следует выделить, что атмосфера именно на этой песне кардинально изменилась — зал открылся певице, контакт был более-менее налажен, и певица погрузилась в еще большую самоотдачу. Неприятно удивило отсутствие каких-либо эмоций некоторых людей на трибунах при исполнении песни «В метро» — люди почти что застыли. На «Прогулке» концертная публика окончательно раскрылась: скинула все свои маски, комплексы, и прочие ожесточенности, и отрывалась по полной. Теплая, приятная волна восхищения окинула концертный зал и Земфира, поймав этот всплеск подлинного восхищения, отрывалась еще более. Подпрыгивая по сцене, размахивая руками и продолжая при этом отменно, без единого голосового изъяна петь — она была прекрасна! Контакт уже был точно налажен, хотя и позже положенного. «Итоги» прошли не менее воодушевленно, фан-зона просто сливалась в этой атмосфере «невесомости» и тонкого восприятия происходящего; на трибунах была заметна легкая рассеянность «публики», многие стояли и восхищенно аплодировали, некоторые были все в том же оцепенении и безразличии. Увы. Приятным сюрпризом был визит Дмитрия Шурова — эта смесь совершенного владения голоса и отменной, талантливой игры клавиш, которое в совокупности дает такой потрясающий результат, еще более зажгла публику. Трагизм песни «Любовь, как случайная смерть» навевал некую атмосферу, знакомую всем из музыкального фильма «Зелёный театр в Земфире». Передать словами это по-моему невозможно, достаточно просто посмотреть видео с концерта, где все плывет и смешивается от истинного благоговения публики, которого уже было не избежать. После «Аривидерчи» певица с музыкантами удалилась. Многие начали топать ногами, кричать, аплодировать, т.е. всячески вызывать певицу на бис — но все было тщетно. И лишь спустя некоторое время прожектора вновь зажглись, и Земфира спела еще три песни из старых альбомов, которые порадовали слушателей. Далее публика понеслась к выходу, чтобы избежать толкучки. В зале осталось меньшее, но умеренное количество людей и Земфира вышла еще раз. На этот раз призвав к себе своего киевского друга и коллегу — лидера группы «Океан Ельзи» Славу Вакарчука, с которым певица исполнила «битловскую» «Let It Be». Царила «своя» теплая атмосфера, так как в зале остались лишь самые преданные поклонники певицы. Окончательно певица простилась с киевской публикой песней «Не стреляйте», словно давая понять тем, кто ушел после первого часа концерта (а такие были), что она все же человек, и нуждается в понимании и уважении. Вывод — публика подвела, а Земфира как всегда сильный музыкант, с хорошим, качественным звуком и прекрасными, мощными песнями. Если учитывать то, что ритм певицы и её команды очень скор и сами выступления находятся на высоком уровне, проявлять немалое уважение к её творчеству следовало бы. Земфира — это певица, которая сделала себя сама. По моему мнению, помешал концерту чрезмерный субъективизм толпы, и холодные волны аплодисментов слушателей со скудным выражением эмоций и внутренней замкнутостью. Была колоссальная самоотдача, а в зале господствовала смешанная смесь холода и безразличия с теплотой и воодушевлением одновременно… Однако одно другому мешало, поэтому вышел такой вот неоднозначный эффект «смешанной толпы», и певице было трудно почувствовать подлинную, искреннюю любовь и уважение публики. Невольно вспоминаются слова певицы на одном из live-видео: «Нужно, поддержать, …поддержать!». Ведь это так необходимо каждому исполнителю — чувствовать любовь, поддержку и понимание публики. А ведь нужно было-то так немного: дать волю подлинным эмоциям и раскрепоститься, отбросив все свои сомнения, комплексы и надменность. Отчего так вышло? Оттого, что в зале собрались совершенно безразличные к её душевному звучанию, воплотившемуся в её песнях слушатели и напротив, люди которые её преданно любят и уважают до бесконечности, до потери пульса. Ни то, ни другое друг друга не искоренило, но и не дополняло. Остается только надеяться на то, что Земфира не держит на киевскую публику зла и обязательно посетит украинскую столицу еще раз. Я в этом совершенно точно уверена, ведь иначе — невозможно. Отчет о концерте Земфиры подготовила Ставничая Ольга.

Читать полностью...

Написать свой материал